Дорожная карта по реализации национального проекта «Образование» в системе образования Тазовского района утверждена приказом Департамента образования Администрации от 29 мая 2019 года № 481/1. Утверждены показатели муниципальной составляющей региональных проектов. В системе образования района реализуется 6: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Социальная активность».
В рамках реализации проекта «Современная школа» открыт центр цифрового и естественнонаучного профиля «Точка роста» на базе Тазовской школы – интерната.
Приобретено оборудование и установлена площадка ГТО в МКОУ Гыданская школа-интернат среднего общего образования.
В 2020 году запланирована реконструкция здания учебного корпуса «начальная школа» ТШИ. Разработано техническое задание на проектно-изыскательные работы.
В 3 школах (АШИ, ГСОШ, ТСОШ) откроются Точки роста, являющиеся федеральной сетью по интеграции и новому содержанию образования учебных предметов «Технология», «Информатика», «ОБЖ». Обучение по данному направлению прошел заместитель директора МКОУ Антипаютинская школа-интернат среднего общего образования.
До начала нового учебного года предстоит предварительная работа - формирование рабочих групп в общеобразовательных школах по разработке рабочей программы по предмету «Технология» для реализации в образовательных организациях, имеющих высокооснащенные места.
Проект «Цифровая образовательная среда»
Образовательные организации, расположенные на территории района, обновили информационное наполнение и функциональные возможности открытых и общедоступных информационных ресурсов.
В настоящее время продолжается апробация Мобильного электронного образования в 5 школах и 3 детских садах: Тазовская средняя школа (5 классов), Газ-Салинская средняя школа (4 класса), Тазовская школа-интернат (2 класса), Антипаютинская школа-интеернат (1 класс), Гыданская школа-интернат (1 класс) и дошкольных образовательных организациях: «Сказка» (1 группа), «Радуга» (2 группы), «Олененок» (4 группы).
В 2020 году региональный проект «Цифровая образовательная среда» будет внедрен в 2 школах: Гыданская школа-интернат и Находкинская школа-интернат. С 1 сентября 2020 года начнется апробация по внедрению цифровых образовательных онлайн платформ. В Тазовской средней общеобразовательной школе в рамках окружного финансирования запланировано осуществление образовательной деятельности с использованием федеральной цифровой платформы «Мобильное электронное образование» и «Физикон», в Гыданской школе-интернате - «Мобильное электронное образование» и «Якласс». На реализацию проекта необходимо 456 100, 00 руб.
В целях реализации регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» утвержден план первоочередных действий по созданию и функционированию Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в МБОУ ТСОШ, МКОУ АШИ, МКОУ ГСОШ в 2020 году.
С целью достижения целевых показателей регионального проекта «Цифровая образовательная среда» утвержден план внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в МКОУ ГСОШ, МКОУ НШИ в 2020 году.
В перспективе – прохождение курсов повышения квалификации с целью развития компетенций педагогов в области современных технологий электронного обучения.
В проект «Успех каждого ребенка» включены мероприятия по дополнительному образованию, работа с одаренными детьми и профориентация школьников.
Открыт мобильный кванториум на базе Дома творчества, обеспечивающий доступ детей к занятиям дополнительным образованием по инженерно-технической направленности. Для обеспечения работы кванториума в сентябре 2019 года 4 педагога прошли обучение.
Также на базе Дома творчества открыт Центр естественнонаучного и технического профиля «Академия открытий», где реализуются 12 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Ведется работа по открытию филиала районного Дома творчества в 2020 году на базе МКОУ Антипаютинская школа-интернат и в МКОУ Гыданская школа - интернат.
Организация обучения детей в возрасте от 5 до 18 лет по программам дополнительного образования (с учетом занятости в учреждениях сферы образования, культуры и спорта) составила 76,8 %.
Для достижения показателей, направленных на раннюю профориентацию учащихся, включен муниципальный проект для учащихся «Фестиваль наук». Эффективным ресурсом для систематизации профориентационной работы в школах является участие обучающихся в цикле открытых онлайн-уроков, реализуемых в форме цикла открытых уроков «Проектория». В 2019 году в доступе для просмотра 14 уроков (Спасатель, спорт, роботизация в транспортной отрасли и т.д.), которые использованы для организации профориентационной работы с обучающимися.
В рамках реализации проекта «Билет в будущее» в онлайн-тестировании на специальной цифровой платформе, разработанной специалистами Ворлдскиллс Россия, приняли участие 120 обучающихся из 4-х общеобразовательных организаций. Каждому школьнику, участвующему в реализации проекта, предлагалось пройти онлайн-тестирование затем – пройти профессиональные пробы (мастер-классы) на базе колледжей под руководством опытных экспертов. В декабре 2019 года на базе Новоуренгойского многопрофильного колледжа профпробы прошли 20 обучающихся Тазовской средней школы.
В перспективе - организация участия обучающихся в профессиональных пробах на базе профессиональных образовательных организаций ЯНАО и с использованием ресурсов мобильного кванториума на базе Тазовского Дома творчества.
С 1 июля 2019 года на территории района внедряется система персонифицированного финансирования дополнительного образования детей. Ключевой целью проекта является обеспечение конкурентоспособности дополнительных общеразвивающих программ, поддержка СОНКО, персонифицированный учет детей в возрасте от 5 до 18 лет, занятых в дополнительном образовании; финансовая поддержка семей в получении платных образовательных услуг. Создан реестр образовательных организаций, имеющих лицензию на реализацию программ; реестр программ. На сегодняшний день выдано 470 сертификатов учета. Наибольшую активность проявили МОО: Белый медвежонок, Олененок, Тазовская средняя школа, Тазовский районный Дом творчества. До начала 2020 года необходимо внести изменения в локальные акты образовательных организаций по приему и зачислению детей.
Поддержка семей, имеющих детей
В дошкольных образовательных организациях функционируют 10 консультативных пунктов психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям. На фактории Юрибей открыт Центр предшкольной подготовки детей в условиях кочевья. Детский сад «Северяночка» определен региональной инновационной площадкой по реализации проекта «Психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) по организации предшкольной подготовки детей в условиях кочевья».
В целом, в 2019 году в рамках реализации проекта родители (законные представители) детей получили около 600 услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи.
В 2020 году планируется открытие консультационного центра психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям на базе детского сада «Радуга».
В систему работы в 2020 году должна быть включена организация анкетирования родителей, получивших психолого-педагогическую, методическую и консультационную помощь с целью определения эффективности оказания помощи.
В реализации национальной системы профессионального роста педагогических работников в рамках проекта «Учитель будущего» педагоги приняли участие в апробации модели оценки компетенций работников образовательных организаций: 9 учителей (физики, биологии, ОБЖ, технологии, химии, география, английского языка) трех школ (Тазовской средней, Тазовской школы-интерната, Газ-салинской средней). В региональном тестировании учителей математики, физики, информатики участие 29 учителей из 5 школ (кроме Находкинской школы-интерната).
В профессиональных конкурсах, в том числе предметных Олимпиадах для учителей, приняли участие всего 46 педагогов.
Победителями и грантообладателями регионального проекта «Новый учитель Ямала», «Я-воспитатель Ямала» стали 3 педагога. Благодаря участию в региональном проекте «Педагогический статус» 7 учителей 4 школ района имеет статус: «учитель-методист», «учитель-наставник», «учитель-исследователь».
На подготовку управленческих команд муниципальных общеобразовательных учреждений направлена организация стажировок в г. Калининград и Ярославль (6 чел, специалисты ДО и заместители Газ-Салинской, Тазовской средней, Гыданской школы-интерната).
По итогам 2019 года 88,3 % молодых учителей в возрасте до 35 лет вовлечены в различные формы поддержки и сопровождения в первые три года работы. В целом, показатель «Доля учителей общеобразовательных организаций, вовлеченных в национальную систему профессионального роста педагогических работников» составляет – 89 %.
Система работы с данной категорией педагогов позволит создать условия для профессиональной и социально-бытовой адаптации педагогических работников, обеспечить баланс состава педагогических коллективов.
В рамках реализации проекта «Социальная активность» ведется реестр добровольческих объединений в общеобразовательных организациях и в учреждениях дополнительного образования – 8 объединений.
В единую информационную платформу «Добровольцы России», представляющую собой систему эффективного поиска информации, взаимодействия, коммуникации и обучения добровольцев, объединения запросов и предложений волонтерской помощи в одном месте, включились 7 волонтерских объединений, организованных на базе школ и учреждений дополнительного образования, зарегистрированы руководители отрядов, 30 обучающихся. Всего в составе добровольцев 125 детей и подростков, в т. ч., отряд детского сада «Олененок». Осуществляется информирование и рекламная кампания по популяризации добровольчества (волонтерства) на сайтах учреждений, в социальных сетях. В текущем году реализовано более 100 добровольческих мероприятий: общественных акций, конкурсов, субботников по благоустройству и добрых полезных дел. Тэсида Константин Васильевич, учитель информатики МКОУ ГШИ им. Н.И. Яптунай, стал полуфиналистом всероссийского конкурса «Доброволец России – 2019», принял участие в Международном форуме добровольцев в декабре 2019 года в г. Сочи.
По сравнению с 2019 годом увеличилась численность обучающихся в общественных объединениях за счет вовлечения детей в Российское движение школьников, организации юнармейских отрядов и волонтерских отрядов. Актив РДШ составляет около 90 обучающихся. Члены РДШ являются активными участниками и организаторами школьных мероприятий, участвуют в мероприятиях по линии РДШ. Самыми активными являются учащиеся Тазовской средней школы.
Молодые профессионалы
В 2019 году целевая образовательная субсидия на получение высшего образования за счет средств автономного округа выделена 2 студентам, за счет средств бюджета муниципального образования Тазовский район - 3 студентам.
Впервые за пять лет проведения регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по компетенции «Дошкольное образование» приняли участие 2 представителя Тазовского района: в номинации «Навыки мудрых» (50+) и «Юниоры».
Финансирование нацпроекта «Образование» осуществляется за счет средств консолидированного бюджета: федеральный (средства грантов, целевых субсидий), региональный (средства грантов, субвенций), муниципальный.
Перспективы
Один из ключевых векторов работы – обеспечение кадрами. Ямал включается в федеральный проект «Земский учитель». Для привлечения в школы сёл или малых городов педагогов в возрасте до 55 лет предусмотрены гранты по 1 млн. рублей. В Департамент образования ЯНАО представлен перечень вакансий в образовательных организациях (9 вакансий: АШИ – учитель английского языка, учитель технологии; ТШИ - учитель иностранных языков, математики; ГСОШ – учитель биологии; ТСОШ – учитель русского языка, математики, физики; ГШИ – учитель английского языка);
- пройдена регистрация на официальном сайте программы «Земский учитель», размещена информация о 2 вакансиях ТСОШ (учитель математики и учитель физики) и фотографии школы.
Для обеспечения равных стартовых возможностей при обучении в школе с 2020 года планируется открытие при образовательных организациях, имеющих интернат, дошкольных групп для детей из числа коренных малочисленных народов Севера, не посещающих детские дошкольные учреждения в возрасте от 5,5 лет.