Направление инновационной деятельности в сфере образования | Разработка, апробация и внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических комплексов, форм, методов и средств обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность |
---|---|
Наименование инновационного проекта (программы) | Психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) по организации предшкольной подготовки детей в условиях кочевья |
Современное состояние исследований и разработок по данному инновационному проекту (программе) | В настоящее время представлено большое количество исследований, свидетельствующих о том, что дети кочевья демонстрируют отличные от своих сверстников показатели развития, испытывают сложности при включении в традиционный образовательных процесс, показывают более медленные темпы освоения образовательной программы. Сотрудники РГПУ им. А.И. Герцена В.А Новицкая и Р.И. Яфизова в своей статье «Модель кочевого дошкольного образования на ЯМАЛе: первые итоги и новые стратегии» (2018) обращают внимание на необходимость особого педагогического сопровождения детей, представляющих коренные народности, на важность их поддержки в рамках современного образовательного процесса. А антрополог А.Н. Терехина в своей статье ««Учебная нарта» и керосинка, или tundraskills для кочевого воспитателя» (2018) отмечает что «…у многих тундровиков не сформировалось понимание роли родителей в образовательном процессе…» |
Обоснование значимости реализации инновационного проекта (программы) для развития системы образования в ЯНАО | Результаты исследования особенностей и потребностей детей кочевья позволяют сделать вывод о необходимости организации психолого-педагогической помощи родителям, в которой будут учтены специфические особенности развития маленьких ненцев. |
Цели и задачи инновационного проекта (программы) | Цель проекта - обеспечение преемственности семейного и общественного воспитания через организацию предшкольной подготовки детей из семей, ведущих традиционный образ жизни. Задачи проекта: - диагностировать проблемные зоны в развитии детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения и ведущих кочевой и полукочевой образ жизни, с целью профилактики дальнейших личностных нарушений; - разработать кейсы для родителей, содержащие информационные и методические материалы для преодоления родительских затруднений в воспитании детей и подготовке к школе в условиях семейного воспитания в семье КМНС, ведущих традиционный образ жизни; - разработать и реализовать программу консультационного пункта по оказанию методической, психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), ведущим кочевой и полукочевой образ жизни и воспитывающим детей дошкольного возраста в семье; - обеспечить взаимодействие между образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей (законных представителей). |
Основные идеи проекта | - психолого-педагогическая помощь семьям детей, ведущих традиционный образ жизни, в том числе семьям с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами; - педагогическое просвещение родителей (законных представителей) в вопросах обучения и воспитания детей дошкольного возраста; - создание благоприятных условий для максимального сокращения социальной изоляции детей, не посещающих детский сад, и получения качественного дошкольного образования в семье с целью успешной подготовки к школьному обучению. |
Сроки реализации инновационного проекта (программы) | 01.01.2020-01.01.2022 |
Объем и источники финансирования реализации инновационного проекта (программы) | Финансирование проекта осуществляется из средств муниципального бюджета
|
Основные результаты реализации инновационного проекта (программы) | - Отлаженный механизм сопровождения семей, ведущих традиционный образ жизни, по предшкольной подготовке детей. В период с 01 июня по 16 июня 2020 года 11 руководящих и педагогических кадров прошли обучение в ГАУ ДПО ЯНАО «РИРО» по проблеме «Организация работы консультационного центра для родителей детей от рождения до трех лет» (72 часа, очно-заочная форма обучения с применением дистанционных технологий). - Локальные документы дошкольной организации, содержание консультативной деятельности, подбор форм, методов и способов взаимодействия с родителями и детьми, ориентированных на успешную социализацию кочевого ребенка. Положение о консультативном пункте, должностные инструкции специалистов КП, программа консультативного пункта по оказанию методической. психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), ведущим кочевой и полукочевой образ жизни. - Методический комплекс, обеспечивающий всестороннее психолого-педагогическое сопровождение родителей. Диагностический материал, консультации для родителей.
- Увеличение количества родителей, ведущих кочевой образ жизни, которым предоставлена возможность получать консультативные услуги – до 35%. |
Предложения по распространению и внедрению результатов инновационного проекта (программы) | Итоговые продукты проекта могут быть использованы в муниципалитетах и территориях с похожими территориальными особенностями для организации консультативной психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), ведущим кочевой и полукочевой образ жизни и воспитывающим детей в семье, педагогами для реализации педагогического взаимодействия с дошкольниками – представителями малочисленных народов Крайнего Севера, родителями в процессе организации дошкольного образования в форме семейного, узкими специалистами образовательных организаций. |
Описание инновационного проекта «Психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) по организации предшкольной подготовки детей в условиях кочевья»
18 Февраля 202117:51
К списку новостей
Печать
Хотите быть в курсе новостей? Подпишитесь на нашу рассылку!
Вы подписанны на расылку