Методические рекомендации по проведению экспертизы рабочих программ учебных предметов
7 Октября 201511:04
Категория: Муниципальные документы
Тип: Методические рекомендации
Номер: 4296
Дата регистрации: 19.10.2012
Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин (модулей) относится к компетенции образовательных учреждений (п. 7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Это не исключает возможности предоставления внешних рецензий на учебную программу. Рабочие программы могут обсуждаться на методических советах школ и районных методических объединениях, имеющих право рекомендовать к использованию учебные программы. Однако это ни в коем случае не заменяет необходимости утверждения (приказом) рабочей программы руководителем образовательного учреждения.
Составитель рабочей программы может самостоятельно: расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки, раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в Примерной программе; конкретизировать и детализировать темы; устанавливать последовательность изучения учебного материала; распределять учебный материал по годам обучения; распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов ОУ; конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися; включать материал регионального компонента по предмету; выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.
Исходными документами для составления рабочих программ учебных курсов являются:
- Закон «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт;
- Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта;
- ООП общеобразовательного учреждения;
- Программы формирования универсальных учебных действий;
- Список учебников ОУ, соответствующий Федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
- Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011. № МД-1552/03).
Таким образом, рабочая программа учебного предмета это:
- нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины, основывающийся на типовой программе по учебному предмету;
- индивидуальный инструмент педагогического работника, которым определяются наиболее оптимальные и эффективные для конкретного класса содержание, формы и методы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта;
- основной компонент основной образовательной программы общеобразовательного учреждения явящийся средством фиксации содержания образования на уровне учебных предметов (предусмотренных учебным планом общеобразовательного учреждения для обязательного изучения), элективных, факультативных, дополнительных образовательных курсов для обучающихся.
Рабочие программы дают представление о том, как в практической деятельности педагогов реализуется федеральный государственный образовательный стандарт при изучении конкретных предметов с учетом:
- особенностей образовательной политики общеобразовательного учреждения;
- статуса общеобразовательного учреждения (типа и вида);
- образовательных потребностей и запросов обучающихся;
- особенностей контингента обучающихся.
Задачи рабочей программы учебного предмета:
- Конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса данного учреждения и контингента обучающихся;
- Практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта при изучении учебного предмета классом в учебном году.
Рабочая программа учебного предмета выполняет три основные функции: нормативную, информационно-методическую и организационно-планирующую:
- Нормативная функция определяет обязательность выполнения программы в полном объеме.
- Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения учебного материала, а также путях достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета.
- Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Функции программы определяют следующие требования к ней:
1. Наличие признаков нормативного документа.
2. Учет основных положений образовательной программы школы.
3. Полнота раскрытия целей и ценностей обучения.
4. Системность и целостность содержания образования.
5. Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.
6. Учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана ОУ.
7. Конкретность и однозначность представления элементов содержания образования.
Экспертиза рабочих программ учебных предметов. В практике образовательных учреждений необходимо использовать внутренние и внешние формы экспертизы. Обсуждение рабочей программы на заседании методического совета образовательного учреждения или на заседании школьного методического объединения является формой внутренней экспертизы. Рецензирование научными или методическими учреждениями, специалистами, работающими в данной предметной области, является формой внешней экспертизы. Возможно получение нескольких рецензий, особенно в том случае, когда предлагаемый учебный курс носит интегрированный характер.
Утверждение рабочих программ учебных предметов осуществляется после получения положительных экспертных заключений (рецензий) и положительного результата апробации. Учебная программа утверждается приказом руководителя образовательного учреждения. Если рецензии (экспертные заключения) содержат замечания, то рабочая программа утверждается после устранения замечаний.
Вы подписанны на расылку