ПОЛОЖЕНИЕ о муниципальном конкурсе педагогического мастерства
I. Общие положения
1.1. Положение о муниципальном конкурсе педагогического мастерства устанавливает организационную модель проведения муниципального конкурса педагогического мастерства (далее – конкурс) на территории Тазовского района
1.2. Учредителями конкурса являются Департамент образования Администрации Тазовского района, районная организация Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации (далее– районный Профсоюз образования).
1.3. Конкурс педагогического мастерства является ежегодным и проводится в целях повышения престижа педагогической профессии в обществе, обеспечения развития конкурсного движения педагогических работников общеобразовательных организаций, представления педагогическому сообществу лучших образцов педагогической деятельности, содействия профессиональному развитию педагогов, создания условий для самовыражения творческой и профессиональной индивидуальности педагогических работников муниципальных образовательных организаций.
1.4. Информационным ресурсом конкурса, где размещаются новости и другая информация, связанная с конкурсом, является сайт www.taz-edu.ru (далее – сайт конкурса).
1.5. В настоящем Положении используются следующие понятия:
1.5.1. Конкурс – это открытое публичное соревнование педагогических работников, имеющее целью выделить наилучших из числа участников из образовательных организаций Тазовского района, являющееся этапом повышения профессионализма педагогов и внедрением в муниципальную практику новых интересных методик и подходов к преподаванию;
1.5.2. Муниципальный этап конкурса – это открытое публичное соревнование педагогических работников муниципального образования, имеющее целью выделить наилучших из числа участников, являющееся этапом повышения профессионализма педагогов и внедрением в муниципальную педагогическую практику новых интересных методик и подходов к преподаванию;
1.5.3. Организаторы конкурса – это члены оргкомитета конкурса, состав и функции которого указаны в пунктах 3.2, 3.3 настоящего Положения;
1.5.4. Победитель – участник конкурса, набравший наибольшее количество баллов по итогам всех конкурсных испытаний очного и заочного туров;
1.5.5. Призеры – участники конкурса, занявшие 2 и 3 места по результатам всех конкурсных испытаний очного и заочного туров;
1.5.6. Участники конкурса – это педагогические работники муниципальных образовательных организаций района, ставшие победителями институционального этапа конкурса;
1.5.7. Жюри – это комиссия, состоящая из высококвалифицированных специалистов, определяющая лауреатов, призеров, победителя конкурса, работающая в пределах единой системы критериев оценки испытаний, подразделяющаяся на следующие группы:
- большое жюри (государственные гражданские служащие Департамента образования Администрации Тазовского района, аппарата районного Профсоюза образования, представители общественных организаций);
- предметное жюри (создается при необходимости) (высококвалифицированные специалисты в соответствующей сфере деятельности);
II. Участники конкурса
2.1. Конкурс проводится по шести номинациям:
- «Учитель года»;
- «Воспитатель года»;
- «Педагогический дебют»;
- «Лучший директор школы»;
- «Я – воспитатель школы-интерната»;
- «Лучший педагог дополнительного образования».
2.2. Принять участие в конкурсе могут:
- в номинации «Учитель года» – педагогические работники общеобразовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы в муниципальных образовательных организациях, педагогический стаж которых 5 и более лет (на момент подачи заявки);
- в номинации «Воспитатель года» – педагогические работники образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, независимо от их организационно-правовой формы, педагогический стаж которых 5 и более лет (на момент подачи заявки);
- в номинации «Лучший директор школы» – руководители общеобразовательных организаций, занимающие по основному месту работы должность директора общеобразовательной организации и имеющие (на момент подачи заявки) непрерывный стаж работы в должности директора по последнему месту работы не менее 1 года;
- в номинации «Педагогический дебют» – молодые педагогические работники с активным профессиональным отношением к совершенствованию системы образования, педагогический стаж которых не превышает 5 лет;
- в номинации «Я – воспитатель школы-интерната» - воспитатели пришкольных интернатов, педагогический стаж которых не менее 2 лет;
- в номинации «Лучший педагог дополнительного образования» - педагоги дополнительного образования, педагогический стаж работы которых не менее 2 лет.
2.3. К участию в конкурсе не допускаются:
- лица, являющиеся представителями жюри конкурса, оргкомитета конкурса.
III. Организация проведения конкурса
3.1. Устанавливаются следующие сроки проведения конкурса:
«Учитель года», «Воспитатель года», «Педагогический дебют», «Я – воспитатель школы-интерната», «Лучший педагог дополнительного образования» – ежегодно, с февраля по март;
«Лучший директор школы» – ежегодно, с августа по сентябрь.
Конкретные сроки проведения конкурса определяются ежегодно учредителями и организаторами конкурса не позднее 01 февраля и утверждаются приказом Департамента образования Администрации Тазовского района о проведении конкурса, который размещается на официальном сайте www.taz-edu.ru.
Прием документов и материалов от участников конкурса оргкомитетом конкурса начинается за 14 дней до начала конкурса.
Документы и материалы представляются на адрес электронной почты: inbox@taz-edu.ru с пометкой «Конкурс педмастерства».
3.2. Для организации и проведения конкурса создается оргкомитет конкурса, который состоит из председателя, двух заместителей председателя, секретаря и девяти членов оргкомитета конкурса.
Состав оргкомитета конкурса утверждается ежегодно приказом Департамента образования Администрации Тазовского района не позднее 01 февраля и размещается на сайте сайт www.taz-edu.ru в течение 3 рабочих дней с момента его утверждения.
3.3. Оргкомитет конкурса:
- обеспечивает публикацию в средствах массовой информации сообщения об объявлении конкурса, в том числе на сайте сайт www.taz-edu.ru;
- определяет девиз конкурса;
- определяет требования к оформлению материалов, представляемых на конкурс;
- определяет состав жюри конкурса;
- определяет место и дату проведения конкурса.
3.4. Решения оргкомитета конкурса оформляются протоколом, который подписывается председателем, а в его отсутствие – заместителем председателя. Решение оргкомитета конкурса считается принятым, если за него проголосовало более половины его списочного состава.
IV. Определение лауреатов, призеров, победителя конкурса
4.1. Жюри конкурса состоит из следующих групп:
- большое жюри;
- предметное жюри.
4.2. Жюри конкурса оценивает выполнение конкурсных испытаний в баллах на основании критериев, установленных Порядком проведения окружного конкурса педагогического мастерства, утверждённым постановлением Администрации Тазовского района.
Оценивание конкурсных испытаний проводится жюри конкурса в день его проведения по окончании конкурсного испытания.
4.3. Три конкурсанта, набравшие наибольшее количество баллов по сумме результатов заочного, первого и второго (очных) этапов становятся участниками III этапа;
4.4. Победителем конкурса объявляется участник, набравший наибольшее количество баллов по итогам результатов заочного и очных этапов.
4.5. Призерами конкурса объявляются:
4.5.1. Участник, занявший 2 место и набравший меньшее количество баллов по итогам результатов заочного и очного этапов относительно победителя конкурса;
4.5.2. Участник, занявший 3 место и набравший меньшее количество баллов по итогам результатов заочного и очного этапов относительно участника, занявшего 2 место, и победителя конкурса.
4.6. Жюри имеет право изменить количество призеров в конкурсных номинациях.
V. Награждение лауреатов, призеров и победителей конкурса
5.1. Награждение призёров и победителей конкурса ценными призами осуществляется организаторами и учредителями конкурса в день его окончания на торжественных мероприятиях, посвященных закрытию конкурса, место проведения которых определяется решением оргкомитета конкурса. Замена призов денежным эквивалентом не допускается.
5.2. Призеры конкурса награждаются:
- в номинации «Учитель года» – сувенирами с «малым» символом конкурсной номинации, дипломами призеров конкурса за подписью председателя оргкомитета конкурса, ценными призами;
- в номинации «Воспитатель года» – сувенирами с «малым» символом конкурсной номинации, дипломами призеров конкурса за подписью председателя оргкомитета конкурса, ценными призами;
- в номинации «Педагогический дебют» – сувенирами с «малым» символом конкурсной номинации, дипломами призеров конкурса за подписью председателя оргкомитета конкурса, ценными призами;
- в номинации «Лучший директор школы» – сувенирами с «малым» символом конкурсной номинации, дипломами призеров конкурса за подписью председателя оргкомитета конкурса, ценными призами;
- в номинации «Я – воспитатель школы-интерната» - сувенирами с «малым» символом конкурсной номинации, дипломами призеров конкурса за подписью председателя оргкомитета конкурса, ценными призами;
- в номинации «Лучший педагог дополнительного образования» - сувенирами с «малым» символом конкурсной номинации, дипломами призеров конкурса за подписью председателя оргкомитета конкурса, ценными призами.
5.3. Победитель конкурса награждается:
- в номинации «Учитель года» – сувениром с «большим» символом конкурсной номинации, дипломом победителя конкурса за подписью председателя оргкомитета конкурса, ценными призами;
- в номинации «Воспитатель года» – сувениром с «большим» символом конкурсной номинации, дипломом победителя конкурса за подписью председателя оргкомитета конкурса, ценными призами;
- в номинации «Педагогический дебют» – сувениром с «большим» символом конкурсной номинации, дипломом победителя конкурса за подписью председателя оргкомитета конкурса, ценными призами;
- в номинации «Лучший директор школы» – сувениром с «большим» символом конкурсной номинации, дипломом победителя конкурса за подписью председателя оргкомитета конкурса, ценными призами;
- в номинации «Я – воспитатель школы-интерната» – сувениром с «большим» символом конкурсной номинации, дипломом победителя конкурса за подписью председателя оргкомитета конкурса, ценными призами;
- в номинации «Лучший педагог дополнительного образования» – сувениром с «большим» символом конкурсной номинации, дипломом победителя конкурса за подписью председателя оргкомитета конкурса, ценными призами.
VI. Финансирование конкурса
6.1. Финансирование проведения конкурса осуществляется за счет средств муниципального бюджета в рамках реализации мероприятий муниципальной программы Тазовского района «Развитие образования» на 2015-2020 годы, утверждённой постановлением Администрации Тазовского района от 09 декабря 2014 года № 580.
6.2. Расходы по командированию участников, членов жюри конкурса на все его мероприятия осуществляются за счёт средств направляющих сторон.
6.3. Для проведения конкурса допускается привлечение внебюджетных и спонсорских средств.
Приложение № 2
к Порядку проведения муниципального конкурса педагогического мастерства
ПОРЯДОК проведения муниципального конкурса педагогического мастерства
I. Общие положения
1.1. Порядок проведения муниципального конкурса педагогического мастерства (далее – конкурс), учредителями которого являются Департамент образования Администрации Тазовского района, районная организация Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации (далее – учредители конкурса), разработан в соответствии с Положением о муниципальном конкурсе педагогического мастерства.
1.2. Порядок устанавливает перечень документов и материалов, предъявляемых для участия в конкурсе, структуру конкурсных испытаний, формат их проведения и критерии их оценки.
II. Представление документов и материалов для участия в конкурсе
2.1. Для участия кандидата в конкурсе органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, официальным письмом направляют в оргкомитет конкурса (далее – оргкомитет) следующие документы и материалы:
- представление кандидата на участие в конкурсе по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку;
- выписку из протокола заседания оргкомитета институционального этапа конкурса о выдвижении кандидатуры на участие в конкурсе по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку;
- заявление кандидата на участие в конкурсе по форме согласно приложению №3 к настоящему Порядку;
- информационную карту кандидата на участие в конкурсе по форме согласно приложению № 4 к настоящему Порядку;
- согласие кандидата на участие в конкурсе на обработку персональных данных по форме согласно приложению № 5 к настоящему Порядку;
- копия паспорта кандидата на участие в конкурсе;
- копию трудовой книжки кандидата на участие в конкурсе.
Копии документов, представленных по почте, должны быть заверены органом, выдавшим документ, либо нотариально.
2.2. Кандидаты на участие в конкурсе должны пройти электронную регистрацию на официальном сайте www. taz-edu.ru (далее – сайт конкурса).
2.3. Кандидатам, представившим документы и материалы, подготовленные с нарушением требований к их оформлению, а также, не зарегистрировавшимся на сайте конкурса в течение 10 дней, направляется письменное уведомление об отказе в рассмотрении представления.
2.4. Материалы, представляемые в оргкомитет, не возвращаются.
III. Структура конкурсных испытаний, формат их проведения и критерии их оценки*
3.1.Конкурс проводится по шести номинациям:
- «Учитель года»;
- «Воспитатель года»;
- «Педагогический дебют»;
- «Лучший директор школы»;
- «Я – воспитатель школы-интерната»;
- «Лучший педагог дополнительного образования».
3.2. Конкурсная номинация «Учитель года».
3.2.1. Номинация проходит в очной (3 этапа) и заочной (2 этапа) формах. Конкурсные испытания транслируются на сайте конкурса. В двух заочных и первом очном этапах принимают участие все конкурсанты. Во втором очном этапе – лауреаты конкурса (5 человек). В третьем очном этапе – призеры конкурса (3 человека).
3.2.2. Заочный этап «Методическое портфолио».
Заочный этап «Методическое портфолио» включает 3 конкурсных испытания: «Визитная карточка», «Интернет-ресурс» и «Я – учитель». Срок проведения – за 10 дней до начала очного этапа конкурса. В заочном этапе проводится экспертиза методического портфолио участников конкурса, размещённого на интернет-ресурсе конкурсанта и на сайте конкурса.
Максимальное количество баллов за оба конкурсных испытания заочного этапа «Методическое портфолио» – 56 баллов.
3.2.2.1. Конкурсное испытание «Интернет-ресурс».
Цель - демонстрация использования информационно-коммуникационных технологий как ресурса повышения качества профессиональной деятельности педагога.
Формат конкурсного испытания: представление интернет-ресурса (личный сайт, страница, блог сайта образовательной организации), на котором можно познакомиться с участником конкурса и публикуемыми им материалами.
Оценка выполнения конкурсного испытания осуществляется по 5 критериям, каждый из которых включает 7 показателей (таблица 1). Соответствие конкретному показателю оценивается в 0 или 1 балл.
* Все критерии и показатели являются равнозначными, а порядок их перечисления не имеет приоритетного значения.
Таблица 1
Критерий |
Показатель | Балл | |
---|---|---|---|
да | нет | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Информационная насыщенность | количество представленной информации | 1 | 0 |
образовательная и методическая ценность (развивающий характер) | 1 | 0 | |
различное структурирование информации (тексты, таблицы, схемы и т.п.) | 1 | 0 | |
разнообразие содержания | 1 | 0 | |
тематическая организованность информации | 1 | 0 | |
научная корректность | 1 | 0 | |
методическая грамотность | 1 | 0 | |
Безопасность и комфортность виртуальной образовательной среды | понятное меню (рубрикация) | 1 | 0 |
удобство навигации | 1 | 0 | |
разумная скорость загрузки | 1 | 0 | |
удобный формат для коммуникации | 1 | 0 | |
языковая культура | 1 | 0 | |
наличие инструкций и пояснений для пользователей | 1 | 0 | |
защищённость и адекватность виртуальной среды образовательным целям | 1 | 0 | |
Эффективность обратной связи | разнообразие возможностей для обратной связи | 1 | 0 |
доступность обратной связи | 1 | 0 | |
наличие контактных данных | 1 | 0 | |
возможности для обсуждений и дискуссий | 1 | 0 | |
удобство использования механизмов обратной связи | 1 | 0 | |
систематичность и адресная помощь в проведении обратной связи | 1 | 0 | |
интенсивность обратной связи и количество вовлечённых пользователей | 1 | 0 | |
Актуальность информации | регулярность обновления информации | 1 | 0 |
связь информации с текущими событиями | 1 | 0 | |
наличие информации о нормативно-правовой базе | 1 | 0 | |
разнообразие групп пользователей | 1 | 0 | |
новизна и оригинальность информации | 1 | 0 | |
возможности создания детско-взрослых виртуальных сообществ | 1 | 0 | |
наличие возможностей использования информации для лиц с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями | 1 | 0 | |
Оригинальность и адекватность дизайна | выстроенная информационная архитектура | 1 | 0 |
грамотные цветовые решения | 1 | 0 | |
оригинальность стиля | 1 | 0 | |
корректность обработки графики | 1 | 0 | |
сбалансированность разных способов структурирования информации | 1 | 0 | |
учёт требований здоровьесбережения в дизайне | 1 | 0 | |
| внешний вид размещённой информации | 1 | 0 |
Максимальное количество баллов | 35 |
3.2.2.2. Конкурсное испытание «Я – учитель».
Цель - раскрытие мотивов выбора учительской профессии, собственных педагогических принципов и подходов к образованию, своего понимания миссии педагога в современном мире, смысла педагогической деятельности, демонстрация видения современных проблем и возможных путей их решения средствами образования.
Формат конкурсного испытания - текст эссе (до 5 страниц), тема которого определяется учредителями конкурса и объявляется на установочном семинаре. Время написания эссе в аудитории, оснащенной видеокамерами, – до 4 часов.
Во время написания и сканирования эссе производится видеозапись, которая направляется в оргкомитет. При написании эссе использование технических средств и дополнительных материалов не допускается.
Оценка выполнения конкурсного испытания осуществляется по 7 критериям, каждый из которых включает 2 – 4 показателя (таблица 2). Соответствие конкретному показателю оценивается в 0 или 1 балл.
Таблица 2
Критерий |
Показатель | Балл | |
---|---|---|---|
да | нет | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Языковая грамотность текста (речевая, грамматическая, орфографическая и пунктуационная) | речевая грамотность | 1 | 0 |
грамотность в области грамматики | 1 | 0 | |
орфографическая грамотность | 1 | 0 | |
пунктуационная грамотность | 1 | 0 | |
Обоснование актуальности | широта и масштабность взгляда на профессию | 1 | 0 |
умение видеть тенденции развития образования | 1 | 0 | |
связь с практикой, обращение внимания на вызовы времени и запросы социума | 1 | 0 | |
Наличие ценностных ориентиров | понимание ценностных ориентиров современной системы образования и наличие мировоззренческой позиции | 1 | 0 |
постановка воспитательных целей | 1 | 0 | |
обращение внимание на формирование гражданской позиции обучающихся | 1 | 0 | |
Аргументированность позиции | чёткость аргументов, отделение фактов от мнений | 1 | 0 |
использование иллюстрирующих примеров и фактов | 1 | 0 | |
наличие выводов и обобщения | 1 | 0 | |
Умение формулировать проблемы и видеть пути их решения | чёткость и обоснованность при формулировании проблем | 1 | 0 |
способность выделять значимое и последовательность в изложении своей позиции | 1 | 0 | |
нестандартность предлагаемых решений | 1 | 0 | |
Рефлексивность | понимание смысла собственной педагогической деятельности (навыки самоанализа педагогической деятельности) | 1 | 0 |
анализ и оценка собственных принципов и подходов к образованию | 1 | 0 | |
Оригинальность изложения | художественный стиль и нестандартность изложения | 1 | 0 |
яркость и образность изложения | 1 | 0 | |
ясность и целостность изложения | 1 | 0 | |
Максимальное количество баллов | 21 |
3.2.2.3. Конкурсное испытание «Визитная карточка».
Видеоролик (участники сами определяют жанр видеоролика (интервью, репортаж, видеоклип, мультфильм и т.п.), представляющий педагогического работника, рассказывающий о его учебной, воспитательной и общественной деятельности, достижениях и увлечениях.
Формат видеоролика: продолжительность не более 3-х минут, с возможностью воспроизведения на большом количестве современных цифровых устройств; качество не ниже 360; видеоролик должен быть оформлен информационной заставкой с указанием имени участника, образовательной организации, которую он представляет.
Таблица 3
Критерий |
Показатель | Балл | |
---|---|---|---|
да | нет | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Соответствие теме | соответствие содержания целевым установкам конкурса | 5 | 0 |
Информативность | раскрытие разносторонних личностных качеств | 2 | 0 |
ясность идеи | 2 | 0 | |
эстетичность дизайна | 1 | 0 | |
Оригинальность | творческий замысел, оригинальность формы представления, режиссерское решение | 3 | 0 |
артистичность, эмоциональность и яркость | 2 | 0 | |
Полнота и корректность подачи информации | уместность и сбалансированность информации | 2 | 0 |
рациональное использование отведенного времени | 2 | 0 | |
умение представить себя и общая культура речи | 1 | 0 | |
Максимальное количество баллов | 20 |
3.2.3. Первый (очный) этап («Учитель-профи»).
Первый (очный) этап («Учитель-профи») включает 2 конкурсных испытания: «Урок» и «Методический семинар».
3.2.3.1. Конкурсное испытание «Урок».
Цель - раскрытие конкурсантами своего профессионального мастерства в условиях планирования, проведения и анализа эффективности урока (учебного занятия), проявление знания своего предмета, творческого потенциала, самостоятельности, умения ориентироваться в ситуации и способности выстраивания межпредметных и метапредметных связей в обучении.
Формат конкурсного испытания: урок по предмету (регламент – 45 минут, самоанализ урока и вопросы жюри – 10 минут), который проводится в образовательной организации, утверждённой оргкомитетом в качестве площадки проведения первого и второго этапов конкурса. Темы уроков согласовываются с образовательной организацией (в соответствии с календарно-тематическим планированием в рабочих программах по соответствующим предметам и с учётом их фактического выполнения в соответствующих классах), которые публикуются на сайте конкурса за 2 дня до начала конкурсных испытаний и доводятся до сведения членов жюри.
Оценка выполнения конкурсного испытания осуществляется по 10 критериям, каждый из которых включает 5 показателей (таблица 4). Соответствие конкретному показателю оценивается в диапазоне от 0 до 2 баллов. В случае несоответствия урока установленной теме выполнение испытания автоматически оценивается в 0 баллов.
Таблица 4
Критерий |
Показатель | Балл | |
---|---|---|---|
| |||
да | нет | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Информационная и языковая грамотность | корректность учебного содержания и использования научного языка (термины, символы, условные обозначения), глубина и широта знаний по теме | 2 | 0 |
доступность изложения, адекватность объёма информации (возрастным особенностям обучающихся и требованиям образовательной программы) | 2 | 0 | |
навыки в информационных технологиях и компьютерных коммуникациях, культура поведения в виртуальной среде и визуализация информации | 2 | 0 | |
языковая культура учителя и обучающихся (наличие испытаний на составление связного текста и развитие культуры речи) | 2 | 0 | |
использование разных источников информации, структурирование информации в разных форматах (текстовом, графическом, электронном и др.) | 2 | 0 | |
Результативность | достижение предметных результатов | 2 | 0 |
достижение метапредметных результатов | 2 | 0 | |
достижение личностных результатов | 2 | 0 | |
вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность (выдвижение гипотез, сбор данных, поиск источников информации) | 2 | 0 | |
соотнесение действий с планируемыми результатами | 2 | 0 | |
Методическое мастерство и творчество | разнообразие методов и приёмов, смена видов деятельности | 2 | 0 |
новизна и оригинальность подходов, нестандартность действий и индивидуальность учителя | 2 | 0 | |
использование сравнительных подходов, формирование умения аргументировать свою позицию, использование дискуссионных подходов и проектирования | 2 | 0 | |
разнообразие форм работы с информацией и использование разных источников | 2 | 0 | |
соответствие методов и приемов целеполаганию (реализации цели, решению задач, достижению результатов) | 2 | 0 | |
Мотивирование к обучению | использование различных способов мотивации и умение удивить | 2 | 0 |
системность и последовательность проведения мотивации в структуре занятия | 2 | 0 | |
доброжелательная атмосфера, безопасная и комфортная образовательная среда | 2 | 0 | |
использование проблемных ситуаций, опора на интересы и потребности обучающихся (умение сформулировать или вывести на формулировку проблемы, опора на жизненный опыт учеников) | 2 | 0 | |
поддержка образовательной успешности для всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями и ограниченными возможностями | 2 | 0 | |
Рефлексивность и оценивание | объективность и открытость оценивания, связь с целеполаганием | 2 | 0 |
разные способы оценивания и рефлексии, умение их обосновать при самоанализе | 2 | 0 | |
обратная связь, наличие возможностей для высказывания собственной точки зрения | 2 | 0 | |
понятность процедуры и критериев оценивания | 2 | 0 | |
адекватность оценки и рефлексии проведенного урока, точность ответов на вопросы | 2 | 0 | |
Организационная культура | постановка и понимание целей, задач и ожидаемых результатов | 2 | 0 |
наличие инструкций и пояснений для выполнения испытаний | 2 | 0 | |
установление правил и процедур совместной работы на уроке | 2 | 0 | |
обращение внимание на индивидуальные запросы и интересы обучающихся, создание возможностей для инклюзивного образования | 2 | 0 | |
осознание своей деятельности, понимание достижений и проблем, умение оценить проведенный урок и провести критический анализ | 2 | 0 | |
Эффективная коммуникация | организация взаимодействия и сотрудничества обучающихся между собой, с учителем и с различными источниками информации | 2 | 0 |
поддержка толерантного отношения к различным позициям, возможности для высказывания учащимися своей точки зрения | 2 | 0 | |
наличие эффективной обратной связи на занятии, способность учителя задавать модель коммуникации | 2 | 0 | |
использование вопросов на понимание, развитие умений учащихся формулировать вопросы | 2 | 0 | |
развитие навыков конструктивного диалогав том числе и при самоанализе | 2 | 0 | |
Наличие ценностных ориентиров | воспитательный эффект урока и педагогической деятельности учителя | 2 | 0 |
поддержка безопасного поведения и формирования культуры здорового образа жизни | 2 | 0 | |
обращение внимания учащихся на ценностные ориентиры и ценностные аспекты учебного знания | 2 | 0 | |
поддержка толерантного отношения к различным мнениям и культурным особенностям | 2 | 0 | |
создание ситуаций для обсуждения и принятия общих ценностей гражданской направленности | 2 | 0 | |
Метапредметный и междисциплинарный подход | формирование универсальных учебных действий разных видов | 2 | 0 |
использование потенциала различных дисциплин и корректность в использовании содержания других дисциплин | 2 | 0 | |
понимание особенностей метапредметного подхода и его отличия от использования междисциплинарных связей | 2 | 0 | |
системность и целесообразность использования междисциплинарных и метапредметных подходов | 2 | 0 | |
умение анализировать проведённое занятие с учетом использования метапредметных и междисциплинарных связей, обоснование метапредметных результатов урока | 2 | 0 | |
Поддержка самостоятельности, активности и творчества обучающихся | использование активных и интерактивных подходов для развития самостоятельности обучающихся (работа в группах, формулирование вопросов и т. п.) | 2 | 0 |
создание на уроке ситуаций для выбора и самоопределения | 2 | 0 | |
поддержка личной и групповой ответственности при выполнении испытаний | 2 | 0 | |
решение творческих задач, возможности для самостоятельной работы и создание ситуаций успеха на уроке | 2 | 0 | |
уважение личного достоинства каждого ученика и доброжелательная атмосфера | 2 | 0 | |
Максимальное количество баллов | 100 |
3.2.3.2. Конкурсное испытание «Методический семинар».
Цель - демонстрация методической грамотности, соотнесения педагогической теории с практикой, способности к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего общего образования (далее – ФГОС), профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утверждённого приказом Минтруда России от 18 октября 2013 года № 544н (далее – профессиональный стандарт «Педагог»).
Формат конкурсного испытания: методический семинар (регламент – 20 минут) проводится после завершения для всех участников конкурсного испытания «Урок», что позволяет соотнести заявленные теоретические положения с практикой их реализации. Конкурсант в тезисной форме в течение 5–10 минут излагает свои концептуальные методические подходы, основанные на опыте работы. Представление может сопровождаться мультимедийной презентацией (до 20 слайдов), содержащей описание опыта профессиональной деятельности участника конкурса, используемых им технологий и методик, направленных на реализацию требований ФГОС и профессионального стандарта «Педагог». Затем в течение 10 – 15 минут проходит диалог членов жюри с конкурсантом в форме вопросов и ответов.
Оценка выполнения конкурсного испытания осуществляется по 5 критериям, каждый из которых включает 5 показателей (таблица 5). Соответствие конкретному показателю оценивается в диапазоне от 0 до 2 баллов.
Таблица 5
Критерий | Показатель | Балл | |
---|---|---|---|
да | нет | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Результативность и практическая применимость | применение методики на практике и внесение изменений в практику преподавания (связь с проведённым уроком) | 2 | 0 |
наличие количественных и качественных показателей достижения результата и разнообразие результатов (предметные, метапредметные, личностные) | 2 | 0 | |
соотнесение методики преподавания с планируемыми результатами | 2 | 0 | |
воспитательный и ценностный потенциал представленного опыта педагогической деятельности учителя | 2 | 0 | |
осмысление перспектив собственного профессионального развития и потенциала транслирования методик и технологий преподавания | 2 | 0 | |
Коммуникативная культура | умение вести диалог и понимать суть обсуждаемых проблем | 2 | 0 |
точность и полнота ответов на вопросы экспертов | 2 | 0 | |
широкий взгляд на существующие проблемы, умение выделять главное и наличие собственной позиции по обсуждаемым вопросам | 2 | 0 | |
целеполагание и проведение рефлексии | 2 | 0 | |
толерантное отношение к различным позициям и уважение различных точек зрения | 2 | 0 | |
Оригинальность и творческий подход | умение увидеть новые стороны в обсуждаемых вопросах преподавания | 2 | 0 |
творческий подход и способность найти неожиданные решения педагогических задач | 2 | 0 | |
проявление индивидуальности и отход от существующих шаблонов | 2 | 0 | |
яркие примеры и образы, используемые в выступлении и ответах на вопросы | 2 | 0 | |
разнообразие методического содержания и его метапредметный потенциал | 2 | 0 | |
Научная корректность и методическая грамотность | убедительное и аргументированное методическое обоснование эффективности представленного педагогического опыта | 2 | 0 |
точность и корректность использования педагогической терминологии, отсутствие фактических ошибок | 2 | 0 | |
технологичность и логическая последовательность в представлении опыта педагогической деятельности (выстраивание шагов и наличие алгоритмов) | 2 | 0 | |
использование активных и интерактивных подходов для мотивации и поддержки самостоятельности обучающихся | 2 | 0 | |
адекватная оценка и мониторинг собственных педагогических достижений в области методики преподавания | 2 | 0 | |
Информационная и языковая грамотность | визуализация информации и иллюстративность | 2 | 0 |
грамотность речи, ясность выражения мыслей и владение навыками ораторского мастерства | 2 | 0 | |
разнообразие источников информации и образовательных ресурсов | 2 | 0 | |
структурирование информации в разных форматах (текстовом, графическом, электронном и др.) | 2 | 0 | |
педагогический кругозор и общая эрудиция | 2 | 0 | |
Максимальное количество баллов | 50 |
3.2.4. Второй (очный) этап («Учитель-мастер»).
Второй (очный) этап («Учитель-мастер») включает 3 конкурсных испытания: «Мастер-класс», «Педагогический совет» и «Образовательный проект».
3.2.4.1. Конкурсное испытание «Мастер-класс».
Цель - демонстрация педагогического мастерства в планировании и анализе эффективности учебных занятий и подходов к обучению, выявление лучшего педагогического опыта и инновационных практик, осознание педагогом своей деятельности в сравнительном и рефлексивном контексте, осмысление перспектив собственного профессионального развития и потенциала транслирования методик и технологий преподавания.
Формат конкурсного испытания: публичная индивидуальная демонстрация способов трансляции на сцене образовательных технологий (методов, эффективных приёмов и др.). Регламент: выступление конкурсанта – до 20 минут, вопросы жюри и ответы участника – до 5 минут. Оценка выполнения конкурсного испытания осуществляется по 10 критериям, каждый из которых включает 5 показателей (таблица 6). Соответствие конкретному показателю оценивается в диапазоне от 0 до 2 баллов.
Таблица 6
Критерий |
Показатель | Балл | |
---|---|---|---|
да | нет | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Актуальность и методическое обоснование | доказательство значимости методической проблемы для образования | 2 | 0 |
убедительное и аргументированное методическое обоснование предлагаемых способов обучения | 2 | 0 | |
оригинальность и новизна методических приёмов | 2 | 0 | |
технологичность и практическая применимость, внесение изменений в практику преподавания на основе требований ФГОС | 2 | 0 | |
разнообразие методических приёмов | 2 | 0 | |
Творческий подход и импровизация | творческий подход, оригинальность решений и способность удивить проявление индивидуальности и нахождение нестандартных путей в решении педагогических задач | 2 | 0 |
| 2 | 0 | |
Исследовательская компетентность | использование приёмов театральной педагогики, артистизм | 2 | 0 |
умение осмыслить и переработать имеющийся опыт | 2 | 0 | |
удачное сопровождение выступления (иллюстрации, компьютерная презентация, яркие примеры) | 2 | 0 | |
демонстрация культуры организации и проведения исследования | 2 | 0 | |
способность выдвигать гипотезы и предположения, проводить проверку и обосновывать свои выводы | 2 | 0 | |
мониторинг индивидуальных достижений обучающихся | 2 | 0 | |
понимание разных подходов в педагогике к решению ряда теоретических и практических вопросов | 2 | 0 | |
использование сравнительных подходов в представлении педагогического опыта (сопоставление и использование лучших практик) | 2 | 0 | |
Коммуникативная культура | умение выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса | 2 | 0 |
включение разных групп в работу и взаимодействие с аудиторией, использование вопросов для проверки понимания и конструктивного диалога | 2 | 0 | |
выстраивание эффективной обратной связи в педагогической деятельности и способность учителя задавать модель коммуникации | 2 | 0 | |
поддержка толерантного отношения к различным позициям, уважение различных точек зрения | 2 | 0 | |
владение культурными нормами и традициями (понимание и учёт в своей педагогической практике социокультурных особенностей страны, региона и учащихся своей школы) | 2 | 0 | |
Рефлексивная культура | способность к анализу своей деятельности и осмыслению опыта (включение рефлексных компонентов) | 2 | 0 |
умение оценить выбор методов и достигнутые результаты | 2 | 0 | |
осознание педагогом своей деятельности в сравнительном и рефлексивном контексте | 2 | 0 | |
осмысление перспектив собственного профессионального развития и потенциала транслирования методик и технологий преподавания | 2 | 0 | |
адекватность оценки и рефлексии проведённого мастер-класса, точность ответов на вопросы | 2 | 0 | |
Информационная и языковая культура | корректность и грамотность использования понятийного аппарата и научного языка, отсутствие фактических ошибок, глубина и широта знаний по теме | 2 | 0 |
разнообразие источников информации и форм работы с образовательными ресурсами | 2 | 0 | |
использование разных источников информации, структурирование информации в разных форматах (текстовом, графическом, электронном и др.) | 2 | 0 | |
удачная обработка и представление информации (структурирование, интерпретация, сравнение, обобщение) | 2 | 0 | |
грамотность речи | 2 | 0 | |
Ценностные ориентиры и воспитательная направленность | акцент на воспитательный эффект в педагогической деятельности | 2 | 0 |
обращение внимания на ценностные ориентиры и ценностные аспекты учебного знания | 2 | 0 | |
поддержка уважения достоинства личности и толерантного отношения к культурным различиям | 2 | 0 | |
поддержка безопасного поведения и формирования культуры здорового образа жизни | 2 | 0 | |
педагогическая деятельность в области формирования ценностей морально-нравственной и гражданско-патриотической направленности | 2 | 0 | |
Метапредметность и универсальность подходов | разнообразие методического содержания и его метапредметный потенциал | 2 | 0 |
доступность для понимания и конкретность (примеры, связь с практикой преподавания, опора на реальные ситуации) | 2 | 0 | |
формирование универсальных учебных действий разных видов | 2 | 0 | |
системность и целесообразность использования метапредметных подходов | 2 | 0 | |
потенциал транслируемости педагогического опыта | 2 | 0 | |
Развивающий характер и результативность | развивающий характер преподавания и поддержка индивидуальности в образовании | 2 | 0 |
опора на потенциал личностного развития обучающихся, самостоятельность и самореализацию | 2 | 0 | |
выдвижение планируемых результатов | 2 | 0 | |
учёт разнообразных образовательных потребностей (в том числе и использование инклюзивного подхода) | 2 | 0 | |
разнообразие результатов (предметные, метапредметные, личностные) | 2 | 0 | |
Проектная деятельность с опорой на разнообразные образовательные потребности обучающихся | умение выявить и обосновать ключевую проблему (сформулировать проблему, темы для обсуждения или исследования) | 2 | 0 |
конструктивность и видение путей решения проблем | 2 | 0 | |
выстраивание целеполагания (понимание целей, задач и ожидаемых результатов) | 2 | 0 | |
наличие количественных и качественных показателей достижения результата и проведение оценки результативности | 2 | 0 | |
планирование и подведение итогов (анализ и осмысление) | 2 | 0 | |
Максимальное количество баллов | 100 |
3.2.4.2. Конкурсное испытание «Педагогический совет».
Цель - организация открытого профессионального пространства для обсуждения существующих проблем, путей (способов) их решения и перспектив развития образования.
Тема педагогического совета определяется учредителями конкурса и объявляется накануне его проведения, после завершения мастер-классов.
Формат конкурсного испытания: дискуссия в группе из 5 конкурсантов на заданную ведущим тему (проблему) с индивидуальными выступлениями по рассматриваемым вопросам и общим обсуждением. Регламент – до 45 минут.
Оценка выполнения конкурсного испытания осуществляется по 5 критериям, каждый из которых включает 5 показателей (таблица 7). Соответствие конкретному показателю оценивается в диапазоне от 0 до 2 баллов.
Таблица 7
Критерий |
Показатель | Балл | |
---|---|---|---|
да | нет | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Понимание проблемы | глубина понимания проблемы | 2 | 0 |
умение чётко и понятно сформулировать свою позицию по ключевой проблеме | 2 | 0 | |
связь высказываний с обсуждаемой темой | 2 | 0 | |
реалистичность предложений | 2 | 0 | |
умение отделять факты от мнений и рассматривать проблему объективно | 2 | 0 | |
Убедительность и аргументация позиции | понятность и конкретность занятой позиции | 2 | 0 |
чёткое и логичное выстраивание своего выступления | 2 | 0 | |
аргументированность и доказательность | 2 | 0 | |
признание возможности других взглядов и мнений по обсуждаемым вопросам | 2 | 0 | |
яркие примеры и образы, подкрепляющие высказывания | 2 | 0 | |
Взаимодействие и коммуникационная культура | сотрудничество и выстраивание взаимодействия со всеми участниками | 2 | 0 |
умение формулировать вопросы и делать комментарии | 2 | 0 | |
культура ведение дискуссии | 2 | 0 | |
умение осмыслить и переработать имеющийся опыт | 2 | 0 | |
уважение других точек зрения, толерантное отношение к различиям | 2 | 0 | |
Творческий подход и оригинальность суждений | творческий подход и нестандартность предлагаемых решений | 2 | 0 |
новизна и оригинальность суждений | 2 | 0 | |
умение видеть новые стороны в обсуждаемой проблеме | 2 | 0 | |
проявление индивидуальности и нахождение нестандартных путей в решении педагогических задач | 2 | 0 | |
яркий стиль и удачная манера общения | 2 | 0 | |
Информационная и языковая культура | педагогический кругозор и общая эрудиция | 2 | 0 |
корректность и грамотность использования понятийного аппарата и научного языка, отсутствие фактических ошибок | 2 | 0 | |
грамотность речи | 2 | 0 | |
знание нормативно-правовой базы современного образования | 2 | 0 | |
понимание современных тенденций развития образования | 2 | 0 | |
Максимальное количество баллов | 50 |
3.2.4.3. Конкурсное испытание «Образовательный проект».
Цель - демонстрация лауреатами конкурса культуры проектирования в образовании, видения существующих проблем и путей (способов) их решения, умения продуктивно работать в команде выстраивать конструктивное взаимодействие.
Формат конкурсного испытания: группа из 5 конкурсантов в течение 15 минут проводит обсуждение и выбирает тему образовательного проекта, распределяют зоны ответственности каждого члена команды. Группа получает не менее 3 часов для разработки образовательного проекта и его оформления в электронном и/или другом формате. Для представления образовательного проекта на сцене группа получает 20 минут и в течение 10 минут отвечает на вопросы экспертов.
Оценка выполнения конкурсного испытания осуществляется по 5 критериям, каждый из которых включает 5 показателей (таблица 8). Соответствие конкретному показателю оценивается в диапазоне от 0 до 2 баллов.
Таблица 8
Критерий | Показатель | Балл | |
---|---|---|---|
да | нет | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Исследовательская деятельность | продуманный и разносторонний анализ ситуации | 2 | 0 |
видение разных проблем и понимание сути решаемой проблемы | 2 | 0 | |
способность выдвигать гипотезы и предположения, проводить проверку и обосновывать свои выводы | 2 | 0 | |
продуманность и чёткая последовательность плана действий | 2 | 0 | |
выстраивание целеполагания (умение ставить и осознавать цели, понимание ожидаемых результатов, соотнесение задач с поставленными целями) | 2 | 0 | |
Коммуникационная и языковая культура | выстраивание конструктивного взаимодействия в командной работе (умение слушать и слышать) | 2 | 0 |
вовлечённость в разработку и представление проекта, умение осмыслить и переработать имеющийся опыт | 2 | 0 | |
культура речи и корректное использование понятийного аппарата | 2 | 0 | |
умение формулировать вопросы, делать комментарии и отвечать на поставленные вопросы | 2 | 0 | |
культура ведение дискуссии (уважение других точек зрения, понимание других точек зрения) | 2 | 0 | |
Актуальность и реалистичность решений | доказательство значимости проблемы проекта для образования | 2 | 0 |
видение разных путей их решения проблемы, обоснование гипотезы и аргументированность выбора решения | 2 | 0 | |
видение путей эффективного решения существующих проблем и значимости решений для образования | 2 | 0 | |
реалистичность ресурсного обеспечения и минимизация возможных рисков | 2 | 0 | |
возможность распространения и внедрения проекта в образовательную практику, потенциал тиражирования | 2 | 0 | |
Результативность | объективность и наглядность достижения поставленных целей и выполнения задач проекта | 2 | 0 |
прогнозируемость результатов, соотнесение достигнутых и планируемых результатов | 2 | 0 | |
конкретность и продуктивность деятельности (продукты и эффекты проекта) | 2 | 0 | |
использование сравнительных подходов в разработке и представлении образовательного проекта (сопоставление и использование лучших практик) | 2 | 0 | |
эффектность, наглядность и культура представления проекта | 2 | 0 | |
Творчество и оригинальность в представлении проекта | нестандартность и оригинальность идей и предложений | 2 | 0 |
умение видеть новые стороны в обсуждаемой проблеме | 2 | 0 | |
инициативность и ответственность при выполнении задач образовательного проекта | 2 | 0 | |
адекватность оценки и самооценки деятельности и результатов проекта, способность к внесению коррективов | 2 | 0 | |
проявление творчества, индивидуальности и яркий стиль представления проекта | 2 | 0 | |
Максимальное количество баллов | 50 |
3.2.5. Третий (очный) этап («Учитель-лидер»).
Третий (очный) этап («Учитель-лидер») включает конкурсное испытание «Круглый стол образовательных политиков». В конкурсном испытании участвуют трое призеров.
3.2.5.1. Конкурсное испытание «Круглый стол образовательных политиков».
Цель - раскрытие потенциала лидерских качеств победителей конкурса, демонстрация понимания стратегических направлений развития образования и представление педагогической общественности собственного видения конструктивных решений существующих проблем.
Формат конкурсного испытания: круглый стол (регламент – до 60 минут), который проводится с участием средств массовой информации и представителей общественности. Тема круглого стола определяется оргкомитетом.
Оценка выполнения конкурсного испытания осуществляется по 5 критериям, каждый из которых включает 5 показателей (таблица 9). Соответствие конкретному показателю оценивается в 0 или 1 балл.
Таблица № 9
Критерий |
Показатель | Балл | |
---|---|---|---|
да | нет | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Информированность и понимание тенденций развития образования | понимание проблем развития образования (разносторонность взглядов и широта педагогического кругозора) | 1 | 0 |
понимание теоретических и практических аспектов образования, умение критически осмысливать достижения науки и практики | 1 | 0 | |
включение сравнительных подходов в обсуждение вопросов образовательной политики (опора на международный и отечественный педагогический опыт) | 1 | 0 | |
разнообразие используемой информации, умение выделять главное и отделять факты от мнений | 1 | 0 | |
видение и оценка современных мировых и отечественных тенденций в развитии образования | 1 | 0 | |
Масштабность и нестандартность суждений | нестандартность, оригинальность идей и предложений (проявление индивидуальности и заинтересованности) | 1 | 0 |
умение видеть новые стороны в обсуждаемых вопросах (творческий подход и способность удивить) | 1 | 0 | |
акцентирование внимания на актуальные вопросы развития образования и знание нормативно-правовой базы современного образования | 1 | 0 | |
демонстрация понимания стратегических направлений развития образования и представление педагогической общественности собственного видения конструктивных решений существующих проблем | 1 | 0 | |
обращение внимания на вызовы времени и запросы социума | 1 | 0 | |
Аргументированность и конструктивность предложений | способность видеть конструктивные и реалистичные пути решения имеющихся проблем | 1 | 0 |
видение путей эффективного решения существующих проблем и значимости решений для образования | 1 | 0 | |
реалистичность и последовательность предложений, возможность их использования в педагогической практике | 1 | 0 | |
убедительность, последовательность и чёткость изложения собственной позиции (конкретность и обоснованность) | 1 | 0 | |
понимание смысла педагогической деятельности и демонстрация навыков конструктивного диалога | 1 | 0 | |
Коммуникационная и языковая культура | умение формулировать вопросы и давать комментарии по рассматриваемым темам | 1 | 0 |
культура речи и корректное использование понятийного аппарата | 1 | 0 | |
уважение других точек зрения и толерантное отношение к различным позициям | 1 | 0 | |
понимание обсуждаемых вопросов, логичность изложения своих взглядов и демонстрация способности к обобщению | 1 | 0 | |
убедительность, наглядность и четкость в представлении своей позиции | 1 | 0 | |
Наличие ценностных ориентиров и личная позиция | понимание ценностных ориентиров современной системы образования и наличие мировоззренческой позиции | 1 | 0 |
постановка воспитательных целей и понимание воспитательных эффектов педагогической деятельности | 1 | 0 | |
обращение внимание на индивидуальные запросы и интересы обучающихся, создание возможностей для инклюзивного образования, поддержку безопасного поведения и формирования культуры здорового образа жизни | 1 | 0 | |
раскрытие потенциала лидерских качеств, проявление творчества и индивидуальности | 1 | 0 | |
обращение внимание на формирование гражданской позиции в системе образования | 1 | 0 | |
Максимальное количество баллов | 25 |