Первого апреля стартует приемная кампания по записи детей в 1 класс Первого апреля стартует приемная кампания по записи детей в 1 класс

Деятельность

Интернет-
приемная

 

Районный семинар-совещание «Меры профилактики и предупреждения подросткового суицида»

5 Декабря 201312:02

26 марта 2013 года на базе МБОУ Тазовская средняя общеобразовательная школа состоялся районный семинар-совещание «Меры профилактики и предупреждения подросткового суицида. Опыт работы», в котором приняли участие социальные педагоги, педагоги-психологи, педагогические работники школ, школ-интернатов, детского дома, представители родительской общественности образовательных учреждений района, Департамента образования Администрации Тазовского района, специалисты служб профилактики района: ГПДН ОМВД России по Тазовскому району Жалилова Ф.Г., отдела по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Пьянзина О.А., психолог МБУ «Молодёжный центр» Тверезовская О.А., служитель церкви евангелистских христиан-баптистов «Духовное возрождение» Чепак О.Н., представитель общественного Совета Тазовского района Нестеренко А.Е., всего в работе семинара приняли участие 35 человек.

Цель: выработка системы работы служб профилактики района по предупреждению совершения попыток и фактов суицидов в подростковой среде.

Задачи:

1. определение наиболее эффективных форм и методов работы по данному направлению профилактики;

2. включение всех участников образовательного процесса в профилактическую работу;

3. решение вопроса организации курсовой переподготовки специалистов системы профилактики по организации работы с детьми (подростками) группы «суицидального риска»;

4. решение вопроса информационной доступности о деятельности служб психологической помощи района.

По данным ЮНИСЕФ (международного чрезвычайного фонда помощи детям ООН) Россия занимает 3 место в мире и 1 место в Европе по уровню подросткового суицида. По статистике, в России случается порядка 2-х тысяч суицидов год (около 150 в месяц). По результатам комплексного социологического исследования (проводилось ЮНИСЕФ и ФБГУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения и социального развития РФ) «Смертность российских подростков от самоубийств», более 90% завершённых случаев суицидов среди подростков связано с неблагополучием в семье (не считая попыток). Изучение проблемы суицида среди молодёжи показывает, что для молодых людей характерны депрессии, высокий уровень тревожности, агрессии. Если в развитых странах уровень депрессии у подростков не превышает 5%, то в России – около 20%. Мысль о самоубийстве появляется в голове у 45% российских девушек и у 27% юношей.

Социально-экономическое положение не является определяющей причиной суицида. Повторюсь, что согласно данным научных исследований, до 92% самоубийств у детей и подростков прямо или косвенно связано с неблагополучием в семьях (алкоголизм родителей, конфликты в семье, жестокое обращение).

По данным ГБУЗ «Тазовская ЦРБ», в районе за 2012 год произошло 9 случаев суицида, из них 7 мужчин, 2 женщины; среди несовершеннолетних - нет случаев (2011 год – 8 – 5/3, среди несовершеннолетних – нет случаев; 2010 год – 11 – 7/4, из них 2 в возрасте до 20 лет). Наибольшее число совершивших самоубийство приходится на возраст 20-25 лет (по району). Очень высок рост самоубийств среди жителей коренной национальности – от 67% до 89% (75%, 88,6%, 71,8%, 66,6% - по годам за последние 4 года).

В образовательных учреждениях педагогами-психологами также проводятся диагностические исследования обучающихся, коротко остановлюсь на результатах одного из них:

Результаты анкетирования классных руководителей в общеобразовательных учреждениях Тазовского района на выявление детей «группы суицидального риска»

вопроса/ кол-во по ОУ

МБОУ ТСОШ

МКОУ ГСОШ

МКОУ «ТШИ»

МКОУ АШИ

МКОУ ГШИ

ИТОГО

1 Кто из учеников класса отличается такими особенностями: ранимость, застенчивость, робость, импульсивность, неуверенность в себе, впечатлительность, неустойчивость настроения?

40

21

Нач.шк.- 42, средняя – 32 уч-ся, всего - 74

68

31

234 – 8,4%

2 Испытывает ли кто-либо из учеников проблемы во взаимоотношениях с классом (отвергаемый, изолированный)? Кто именно?

10

8

Нач.шк.- 7, средняя – 2 уч-ся, всего - 9

17

7

51 – 1,8%

3 Есть ли в классе ученики, в семьях которых в недавнее время произошли изменения (развод родителей, заключение повторного брака, конфликты между родителями, болезнь или смерть родственников)? Если есть, то у кого?

13

27

Нач.шк.-14, средняя – 3 уч-ся, всего - 17

18

12

87 – 3,1%

4 Ухудшилась ли успеваемость у кого-либо из учеников в последнее время (указать у кого)?

15

23

Нач.шк.-10, средняя – 10 уч-ся, всего - 20

34

14

106 – 3,8%

5 Отмечали ли Вы авторитарность в семьях кого-либо из своих учеников (телесные наказания, крики, давление со стороны взрослых), жестокое обращение с детьми? Если да, то у кого?

5

6

Нач.шк.-0, средняя – 0 уч-ся, всего - 0

5

5

21 – 0,75%

Наибольшие показатели «группы суицидального риска» показывает первый вопрос – особенности строения нервной системы, воспитания, выработанная самооценка; эта группа составляет 8,4% от общего количества учеников; на втором месте идёт успеваемость – 3,8%; задача педагогов – найти причины этого ухудшения и постараться помочь ученику, построив индивидуальную работу с учащимся, привлекая родителей, более сильных учащихся и других заинтересованных лиц. Очень большая группа детей, в семьях которых произошли изменения, что очень часто может стать причиной изменений в поведении ребёнка, а зачастую меняет его взгляд на мир, на жизнь, меняется восприятие действительности, живущих рядом людей.

51 учащийся отмечен классным руководителями как испытывающий проблемы во взаимоотношениях с классом – 1,8%; отмечают авторитарность (телесные наказания, крики, давление со стороны взрослых), жестокое обращение с детьми в 21 случае (семье) своих учеников – 0,75%. По данному вопросу некоторые дети требование к их воспитанию воспринимают как давление со стороны родителей.

Таким образом, всегда есть некая «группа риска», детей из которой следует держать на контроле, стараться поддерживать и подходить сугубо индивидуально в построении профилактической работы. Это должны делать в первую очередь, педагоги-психологи, профессионалы своего дела, умеющие не только ребёнку дать совет, поддержать и направить в нужном направлении, но и оказать методическую помощь педагогическому коллективу, родителям. Хочется сказать о кадровой «оснащённости» ОУ – в 5 общеобразовательных школах 8 педагогов-психологов (АШИ – 1, ГШИ – 1, ТШИ – 2, ТСОШ – 2, ГСОШ – 2); в 9 детских садах – 4 педагога-психолога (д/с «Белый медвежонок», «Теремок», «Рыбка», «Солнышко»). Все они имеют или получают высшее профессиональное образование. Но ни один из педагогов-психологов и социальных педагогов не проходил курсов повышения квалификации по организации работы с детьми группы «суицидального риска», т.е. имеется необходимость в организации таких мероприятий с приглашением высококвалифицированных специалистов-практиков, имеющих научные звания; выезды на семинары и совещания по данному направлению профилактики.

В то же время, проводя работу по профилактике суицида с детьми, нельзя её делать в открытом и назидательном контексте. Один из ведущих специалистов в области массового сознания и социального влияния Р.Чалдини показал, что при сообщениях в СМИ о случаях суицидов и любых обсуждениях темы самоубийства у многих людей (до 10%) включается некий механизм, пока не изученный, результатом работы которого становится резкий рост количества суицидов. Следовательно, при построении профилактической работы нецелесообразно прямое предоставление сведений относительно самоубийства; такую работу необходимо строить в направлении саногенного (оздоравливающего, позитивного) мышления у детей, т.е. направленного на укрепление психического здоровья в целом. Это нельзя сделать в одиночку, должна работать система взаимосвязанных ведомств по разносторонней поддержке подростков и их семей.

По итогам работы семинара предполагается выполнение следующих пунктов решения:

1. Использование в работе активных форм работы по профилактике суицида, воспитывающих в подростковой среде установок позитивного мировоззрения.

2. Использование различных форм наглядной социальной рекламы, несущих информацию о службах психологической помощи, телефонах доверия.

3. Организация обучающих семинаров, курсов повышения квалификации с приглашением высококвалифицированных специалистов по обучению работе по профилактике суицидального поведения, реабилитационной работе с детьми, совершившими попытку суицида.

4. Ходатайствовать перед Главами Администраций поселений Тазовского района о создании в поселениях кинозалов для просмотра новинок кино, в том числе в формате 3-D, возможно, с привлечением спонсоров.

5. Ходатайствовать перед ГБУЗ «Тазовская ЦРБ» о выделении штатной единицы (психиатра, психотерапевта) для работы с населением района по вопросам семейного неблагополучия.

6. Рекомендовать МБУ «Молодёжный центр» создать в поселениях Школы молодой семьи для будущих и молодых родителей (18-35 лет).

7. Создание семейных клубов по интересам на базе учреждений, организаций, предприятий Тазовского района.

8. Рекомендовать МБУ «Молодёжный центр» создать сайт (форум) для подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

9. Рассмотрение вопроса организации работы психолого-педагогических служб в летний период.

10. Привлечение большего числа родителей и представителей общественных организаций к проведению мероприятий по данному направлению.

К списку новостей
Печать
Хотите быть в курсе новостей? Подпишитесь на нашу рассылку!

Вы подписанны на расылку

Яндекс.Метрика