Деятельность

Интернет-
приемная

 

Инструменты анализа текста на уроках литературы

24 Февраля 202112:07

Чтение – основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира, одно из важнейших средств формирования общественного сознания и мировоззрения людей. Но с недавнего времени двери в удивительную страну книг закрыты для подрастающего поколения. Нежелание читать вызвано не отрицанием чтения, а неумением понять произведение, открыть его для себя. Как учителю литературы в процессе работы над текстом на уроке привести обучающихся к пониманию глубинного смысла изучаемого художественного произведения? По словам Ю.М. Лотмана, «Объём культурной памяти и её состав значительно колеблются даже в пределах читательской аудитории одной эпохи. Поэтому цитата, особенно невыделенная <…> создавая атмосферу намёка, расчленяет читательскую аудиторию на группы по признаку «свои—чужие», «близкие—далёкие», «понимающие—непонимающие». Текст приобретает характер интимности по принципу «кому надо, тот поймёт». При этом … одни воспринимают текст как непосредственное выражение авторской мысли (наиболее «чужие»), другие понимают, что текст содержит намёк, но не могут его дешифровать, третьи могут соотнести содержащуюся в тексте цитату с определённым внешним текстом и извлечь смыслы, вытекающие из этого сопоставления. И наконец, четвёртые знают специфическое употребление этой цитаты в тесном дружеском кружке, связанные с нею кружковые ассоциации, её эмоционально-культурный ореол, «домашнюю семантику» [Лотман Ю. М. Пушкин.– СПб., 1995. – С. 414.]

Главная задача, стоящая перед учителем сегодня – сделать текст «своим» для каждого юного читателя...

К списку новостей
Печать
Хотите быть в курсе новостей? Подпишитесь на нашу рассылку!

Вы подписанны на расылку

Яндекс.Метрика