Цели: развитие аналитического продуктивного экологического мышления через погружение в зону «Голубая планета»
Образовательная (О): развитие мышления через речь.
Надпредметные: систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников функций речи:
1. Интеллектуальная. В дошкольном возрасте речь становится орудием мышления: ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач. Речь становится средством познания, интеллектуализации познавательных процессов.
2. Коммуникативная. Ребенок пользуется речью для установления контакта с окружающими людьми, для получения новой содержательной информации. Взрослый задает ребенку и уточняет вопросы, требует раскрытия смысла, оценивает.
3. Планирующая. Связана с деятельностью ребенка и сливается с мышлением. К 5-6 годам ребенок учится планировать предстоящие действия. Речь перемещается с результата деятельности на ее начало, предваряя действие. Планирование деятельности в речи значительно повышает ее эффективность, делает замысел устойчивым, а его достижение более быстрым, точным, правильным. Практическая и умственная деятельность дошкольника становятся произвольными и целенаправленными.
4. Регулирующая. Связана с развитием понимания речи. Выражается в понимании литературных произведений, в подчинении инструкциям взрослого, воздействии самого ребенка на взрослого или сверстника.
5. Знаковая. Связана с выделением слова как абстрактной единицы, т.е. осознание ребенком звукового строя слова и словесного состава предложения, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь.
1 раздел – развитие продуктивного мышления (ПМ)
Работа проводится по следующим направлениям:
- речевые игры;
- изготовление элементов фольклора (народные игрушки, живопись, глиняные игрушки, роспись….);
- развитие речи в процессе рисования, аппликации, лепки;
- изготовление наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов к праздникам, постановкам;
- подбор художественных произведений с учётом событийного подхода;
- изготовление оборудования для центра «Русская изба», «Чум»;
- викторины, ребусы, шарады и тд.;
- экскурсии;
- подготовка и проведение образовательной деятельности с детьми в центре «Русская изба», «Чум»;
- создание «Этнокалендаря»;
- разработка проектов, сценариев, конспектов с учётом событийного подхода;
- художественное творчество.
2 раздел - развитие аналитического мышления (АМ)
- участие в подготовке и проведении праздников детского сада;
- театрализация сказок народов мира;
- разыгрывание народных песен, потешек;
- пальчиковый, кукольный театр;
- чтение с обсуждением произведения.
- решение проблемных ситуаций ;
- организация детской деятельности в центре «Русская изба», «Чум»;
- логические игры «Шашки», «Шахматы», «Монополия», интеллектуальные викторины, ребусы, головоломки и др.;
- речевые «Лимерики», «Буриме», придумывание своих загадок, рассказов, сказок;
- сюжетно-ролевые игры;
- задачи на развитие зрительной памяти и внимания, составление словесных портретов;
- разнообразные психологические групповые тренинги (составление слов из определенного набора букв, поиск аналогии среди несвязанных предметов, подбор синонимов и антонимов к заданным словам, сравнение каких-либо явлений или вещей, вычисление лишнего числа или предмета и т.д.).
Аналитическое завершение | |
---|---|
РЕФЛЕКСИЯ ребенком собственной деятельности | При рефлексии ребенком собственной деятельности используется метод неоконченных предложений, иллюстрированный соответствующими смайликами. Занимательные и красочные изображения мимикой и пантомимикой иллюстрируют содержание высказывания. При этом изображения подобраны для всех видов оценок. В конце деятельности его итоги, ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана. Мне понравилось….. Мне запомнилось….. Я узнал….. Я хочу еще узнать….. Было интересно… Было сложно….. |
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ от ребенка (его мнение о тематическом блоке). Минимально – насколько интересно ему было. Максимально – соотношение собственной оценки воспитателем совместной деятельности с оценкой ребенком. Работа над разрывом в соотношении оценок. |
Обратная связь «Детский совет Голубой планеты» Дети сидят в кругу, передают друг другу мяч и делятся собственным мнением, оценкой о тематическом блоке. |