ЯНАО, п.Тазовский, ул.Пиеттомина-23 (34940) 2-11-52

Сетевое сообщество учителей истории, обществознания, права и экономики

вт, 27.03.2018 - 16:08

26 февраля 2018 года состоялось третье заседание сетевого сообщества учителей истории, обществознания, права и экономики. Тема - «Патриотизм XXI века: формирование его на традициях прошлого и современного опыта в условиях сотрудничества учреждений образования и культуры».  Заседание проводилось совместно с МБУ ТРКМ, руководителями музейных комнат и педагогами Дома творчества. В повестку заседания были включены несколько вопросов:

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (Шестерикова С.М.)

2. Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология (Еремина С.В.)

3. Патриотическое занятие «Бессмертен подвиг Сталинграда», посвященное 75-летию разгрома немецко-фашистских войск (Просвирнова И.Е.)

4. Из опыта работы образовательных организаций «О воспитании патриотизма и гражданственности (учителя истории).

19 февраля 2018 года в Департаменте образования ЯНАО начала работу окружная коллегия. В течение двух дней обсуждались вопросы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в регионе, а также результаты, проблемы и перспективы. Директор окружного департамента образования М. Кравец обратила внимание на то, что …  «на Ямале по заявленным направлениям работа выстроена качественно.  Она подчеркнула, что сегодня, в такой сфере, как воспитание, нельзя поставить точку, педагоги должны понимать, что подросло новое поколение детей и необходимы другие способы работы». На Ямале действует комплексная программа «Патриотическое воспитание граждан и допризывная подготовка молодежи». Сроки реализации – 2015 - 2018 гг. Большое внимание уделяется: участию  в мероприятиях по патриотическому воспитанию, патриотическим объединениям, клубам, центрам, историко-патриотическим, военно-патриотическим музеям и музейным комнатам, кадетским классам в системе образования; лагерям оборонно-спортивной и патриотической направленности; гражданам, прошедшим подготовку в военно-спортивных профильных лагерях; количеству подготовленных организаторов и специалистов патриотического воспитания; количеству исследовательских работ по проблемам патриотического воспитания.

В 2016 году была разработана Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». О патриотическом воспитании в современных условиях, о целях и задачах программы, об основных направлениях ее реализации рассказала  Шестерикова С.М. – учитель истории и обществознания МБОУ Тазовская средняя общеобразовательная школа. Она акцентировала внимание на том, «что основными исполнителями данной Программы являются Министерство образования и науки РФ, Министерство обороны РФ, Министерство культуры РФ, Федеральное агентство по делам молодежи. Педагог рассказала о том, что за последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан РФ. За период 2001-2015 гг. реализованы 3 государственные программы патриотического воспитания. Подводя итоги, Светлана Михайловна обратила внимание на то, что патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского обществ и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».

Директор МБУ ТРКМ Еремина С.В. рассказала о музейной педагогике, целью которой является создание условий для развития личности путем включения ее в многообразную деятельность музея, а задачами – развитие познавательных способностей и познавательной деятельности, формирование проектно-исследовательских умений и навыков. Обратила внимание на то, «что музейная педагогика – инновационная технология в сфере личностного воспитания детей, главной целью которой является музейная коммуникация. Все эти составляющие должны помочь детям сориентироваться в сложном мире культуры, расширить знания и представления о мире, дополнить и обогатить любую информацию педагога, сделать процесс образования предметным, наглядным и осязаемым. Сегодня, очень многие говорят  не о системе работы музейной педагогики, а о работе отдельных музеев, которые помогают в проведении уроков, приуроченных, как правило, к знаменательным датам в истории страны. Хотелось бы, чтобы музеи и школы в тандеме работали в одном направлении для развития патриотизма и гражданственности школьников».

Методист МБУ ТРКМ Просвирнова И.Е. провела практическое занятие «Бессмертен подвиг Сталинграда», посвященное 75-летию разгрома немецко-фашистских войск,  культорганизатор Чепаченко Ю.Н. провела экскурсию по всем выставочным залам музея. Это вызвало интерес и получило высокую оценку педагогов. Они предложили сотрудникам  МБУ ТРКМ информировать ОО о запланированных мероприятиях и организовывать совместную деятельность для  патриотического воспитания школьников.

Педагоги провели обмен мнениями о патриотизме XXI века. Хасанова А.М. говорила о том, что «главное действующее лицо в формировании патриотизма  - учитель, остальное – не более, чем подсобный материал. Именно от учителя зависит то, каким мир видят ученики, какие знания они получат, смогут ли применить знания на практике. Именно учитель помогает детям стать личностью, достойным гражданином страны, который чувствует ответственность не только за себя, но и за судьбу своих близких, за Родину». Соколова О.В. обратила внимание на то, что огромную роль в наше время в формировании патриотизма играют художественные фильмы на военную тематику. Дети после уроков с использованием таких источников выходят со слезами, погружаются в прошлое и чувствуют гордость за свою страну, за своих предков. Маркова В.М. проанализировала выдержки из сочинений старшеклассников о патриотизме и обратила внимание на то, что «огромную роль на Ямале приобретает поисковое движение, в автономном округе действует 25 поисковых отрядов, ямальские поисковики приняли участие в экспедициях на территориях почти всей РФ, за семь лет поисковыми отрядами ЯНАО поднято воинов РККА – 1278, найдено медальонов – 57, установлено имен – 1113, найдены 13 родственников».

Подводя итоги заседания сетевого сообщества, педагоги и сотрудники музеев пришли к общему мнению – «Патриотизм XXI века должен и может быть сформирован лишь на традициях прошлого и современного опыта в условиях сотрудничества учреждений образования и культуры».

 26.02.2018 г.                                                           

Валентина Михайловна Маркова,

руководитель районного сетевого педагогического сообщества

учителей истории, обществознания, права и экономики

общеобразовательных организаций Тазовского района