Какие приёмы помогут сделать публичное выступление успешным?
Публичность предполагает выражение своих мыслей и идей
Ключевым элементом успешных публичных выступлений является уверенность. Публичное выступление – это содержание, физиогномика, техника речи, работа с аудиторией.
Базовые правила публичного выступления
1 этап. Подготовка – это основа успеха
- Сформулируйте тему своего выступления.
- Определите 3-5 ключевых идей, которые вы хотите донести до аудитории.
- Сформируйте план своего доклада. Он может быть представлен в виде текста или, ментальной карты, позволяющей визуально представить наполнение доклада.
- Подготовьте презентационные материалы. Презентация – это всегда «лицо» спикера, поэтому используйте качественные шаблоны. Постарайтесь избежать ключевой ошибки– на презентации должны быть иллюстративные материалы, а не текст выступления.
Рис. 1. Пример mind map выступления
2 этап. Выступление
- Обязательно учитывайте при подготовке тайминг выступления, чтобы модераторам не пришлось прерывать вас во время мероприятия на полуслове.
- Как правило, слушатели запоминают наиболее яркие моменты выступления или его финал. Поэтому заранее подготовьте фразы, которыми закончите выступление. Всегда помните о том, для чего вы вышли к аудитории.
- Продумайте, с помощью какой информации вы будете раскрывать каждую ключевую идею (экспертные мнения, расчеты, прогнозы, факты, исследования и др.)
- Речь должна быть спокойной, периодически можно смотреть на тезисы.
- Не бойтесь ошибиться Страх что-то сказать или сделать не так сковывает вас. Но идеальных людей, которые выступают без помарок, не бывает. Презентация может не включиться, на слайде найдётся ошибка или вы случайно оговорились — если это произошло, остановитесь, извинитесь перед участниками, пошутите и спокойно продолжайте дальше.
- Помните о главном. Если вы знаете, для чего вы будете выступать, и эта цель действительно для вас важна, страх выступления отступит.
- Получайте удовольствие. Первые шаги в публичных выступлениях – это стресс. Постарайтесь находить позитивные моменты в выходе на публику.
- Установите связь с аудиторией.
- Поддерживайте доброжелательность вашей аудитории, интерес аудитории к предмету.
3 этап. Готовьтесь к вопросам
- Начинающие спикеры боятся вопросов, но их отсутствие – еще страшнее. В большинстве случаев это значит, что вы не смогли зацепить аудиторию. Поэтому рассматривайте любые вопросы как признак неравнодушия людей к сказанному вами. Чаще всего встречается вопросы:
- человек хочет получить больше информации по конкретному моменту выступления. Если вы сами готовили презентацию и владеете материалом, проблем с ответами на эти вопросы не должно быть.
- вопрос нужен, чтобы человек мог понять, как основные идеи вашего выступления могут быть применены к его сфере деятельности.
Все вопросы– это ваша зона роста, они позволяют увидеть ваши недоработки и наметить пути развития в предметной области.
СТРУКТУРА ВЫСТУПЛЕНИЯ
- Вступление – 20%
- Основная часть- 60%
- Заключение – 20 %
Вступление – 20% - создать интригу, рассказать, о чем пойдет речь, каков регламент. о чем выступление, чем определяется важность и актуальность выбранной темы.
Задачи: понравиться, расположить, добиться внимания, вызвать уважение, речь, интерес сначала к персоне, затем к теме выступления.
Основная часть – постановка проблемы: изложение аргументов и доказательств (начать доказывать, аргументировать). Задачи: представить свое видение ситуации, перечислить возможные средства улучшения, предложить свой способ, призвать к соответствующим решениям и действиям, показать преимущества своего предложения и достижения результата.
Пример, у меня 3 аргумента. Во-первых, во-вторых, в-третьих…
Вначале я скажу…
В заключение я скажу…
Обратите внимание (на доску)
Заключение. Важно вернуться к началу. Призыв к аудитории. Задача: призвать к действиям, резюмировать. Благодарность.