В рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта, с целью повышения качества образования, во всех общеобразовательных учреждениях Тазовского района в 2012-2013 учебном году началась реализация проекта «Intel» «Создание среды электронного обучения «1ученик - 1 компьютер».
Для реализации данного проекта в общеобразовательных учреждениях Тазовского района обучающиеся вторых классов, в количестве 258 человек на 100 % обеспечены персональными компьютерами (нетбуки и ноутбуки), установлено оборудование для подключения Wi-Fi. На компьютерах установлена лицензионная операционная система Windows 7 (starter), включающая антивирусные средства; необходимые для работы программы, электронные приложения к учебникам по русскому языку, математике, окружающему миру, технологии.
От каждого образовательного учреждения по одному педагогу прошли два этапа очного обучения для реализации Проекта. Третий этап (дистанционный) проходят с 17.04. по 27.05.2013 года. По итогам обучения и заочного участия в семинарах педагоги получат сертификаты и станут тьюторами.
Во всех образовательных учреждениях созданы рабочие группы по реализации проекта. В рабочие группы вошли тьюторы, учителя вторых и первых классов. Тьюторами были организованы семинары-практикумы в своих образовательных учреждениях для всех учителей начальных классов. Таким образом, 74 педагога Тазовского района не только владеют знаниями, но и практическими навыками по реализации проекта «1 ученик: 1 компьютер». С учителями 1 и 2 классов тьюторы проводили обучающие индивидуальные занятия, в результате которых все учителя вторых классов овладели Windows – Управление классом и успешно применяют свои знания на различных уроках. В МКОУ Гыданская школа-интернат среднего (полного) общего образования обеспечены нетбуками 39 обучающихся первых классов. Педагоги Семяшкина Ульяна Егоровна и Лапсуй Варвара Еноковна под руководством тьютора Салиндер Антонины Сунгучавны активно разрабатывают теоретические и практические аспекты уроков с использованием нетбуков по программе «1 ученик: 1 компьютер».
Во всех образовательных учреждениях проведена следующая работа:
- рабочими группами была спланирована работа по реализации проекта «1 ученик: 1 компьютер» в начальной школе на 2012-2013 учебный год;
- с родителями (законными представителями) обучающихся вторых классов заключены договоры по реализации Проекта;
- сначала с педагогами, затем с обучающимися, проведены инструктажи по работе с компьютерной техникой;
- назначены ответственные технические специалисты для обслуживания компьютерного оборудования (нет технических специалистов в МКОУ Находкинская школа-интернат начального общего образования, МКОУ Гыданская школа-интернат среднего (полного) общего образования).
Следующим этапом реализации Проекта было знакомство и отработка навыков работы с ноутбуками и нетбуками обучающихся вторых классов. В тоже время рабочие группы по реализации проекта «1 ученик: 1 компьютер» под руководством тьюторов разрабатывали теоретические аспекты и осваивали необходимые программы.
С каждым новым днем обучающиеся вторых классов получали новые знания и становились смелее в обращении с компьютером. К этому процессу присоединились первоклассники. Компьютер стал помощником на уроках, классных часах, занятиях внеурочной деятельности.
Основные направления использования нетбуков:
Использование цифровых образовательных ресурсов;
Индивидуальная работа (тестирование);
Проектно-исследовательская деятельность.
14 педагогов вторых классов и 2 педагога первых классов активно применяют нетбуки на уроках.
Использование на уроках ноутбуков и нетбуков позволяет реализовать следующие цели и задачи:
активизация познавательной деятельности в интерактивном режиме;
формирование умений учебной, экспериментальной и исследовательской деятельности;
пропедевтика изучения нового материала, с учётом экономии времени;
развитие логического мышления,
развитие творческого потенциала.
формирование уровня учебной самостоятельности;
развитие внимания, памяти и навыков самоконтроля и взаимокотроля;
реализация межпредметных связей;
обучение выполнению действий по инструкции (алгоритму);
воспитание личностных качеств: усидчивости, терпения, выдержки, умения оказать помощь товарищу.
В соответствии с ФГОС НОО в общеобразовательных учреждениях Тазовского района организована внеурочная деятельность учащихся. Ее основные задачи: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Реализация проекта «1 ученик: 1 компьютер» помогает решать эти задачи. На занятиях внеурочной деятельности дети могут применить полученные на уроках знания, умения и навыки, продолжается формирование универсальных учебных действий.
Данная программа применяется на занятиях внеурочной деятельности научно-познавательного, гражданско-патриотического, художественно-эстетического направления и в проектной деятельности.
Основные виды внеурочной деятельности с применением нетбуков:
для проведения исследований и создания проектов;
для отработки навыков;
контроля и взаимоконтроля;
для проведения интеллектуальных игр;
для игр в шашки, шахматы, раскраски
На районном семинаре «Использование информационных и коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов» педагоги МКОУ Тазовская школа-интернат среднего (полного) общего образования поделились опытом работы с нетбуками;
учителем информатики (тьютором) Клявдиной Гульнарой Хабибуловной проведен мастер-класс по использованию нетбуков на уроках во вторых классах с использованием компьютерных технологий;
подведены итоги реализации проекта «Создание среды электронного обучения «1 ученик: 1 компьютер» в образовательных учреждениях Тазовского района.
Анализ деятельности в проекте «1 ученик -1 компьютер» выявил положительные тенденции
1. Обучающиеся овладели первоначальными навыками работы с компьютером.
2. Незначительный, но все -таки есть рост качественной успеваемости учащихся.
3. Совершенствование навыков устного счета, расширение кругозора, словарного запаса.
Но основным результатом деятельности образовательных учреждений стала не система знаний, умений, навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, коммуникативной, информационной и прочих сферах. У учащихся, благодаря работе с нетбуком, формировались такие компетенции как мотивация к учению, позитивное отношение к себе, адекватная самооценка, способность к конструктивному поведению в трудных ситуациях.
Проблемы реализации проекта «1 ученик: 1 компьютер»:
Компьютеры мобильных классов для начальной школы в двух школах не имели необходимого программного обеспечения для реализации проекта «1 ученик: 1 компьютер». Образовательные учреждения приобретали и устанавливали дополнительно нужные программы и электронные приложения к учебникам по математике, русскому языку, окружающему миру, технологии. Для дальнейшей реализации Проекта образовательными учреждениями заказано оборудование с необходимым программным обеспечением.
В начальной школе двух общеобразовательных учреждений нет технических специалистов (МКОУ ГШИ, МКОУ НШИ), поэтому обслуживанием компьютерной техники занимаются учителя начальных классов.
Остается проблема подключения к беспроводной сети и устойчивость ее работы.
- Много времени отнимает частая подзарядка нетбуков.
- Затрудняет работу низкая скорость доступа к Интернету. Особенно эта проблема мешала при дистанционном обучении тьюторов.
Перспективы реализации проекта «1 ученик: 1 компьютер»
Общешкольная сеть и управление информационными технологиями создают условия для взаимодействия везде и в любое время. Таким образом, отпадет проблема актированных дней, так как обучение будет продолжаться дистанционно и учитель всегда сможет увидеть результаты самостоятельной работы ученика. Данная система может использоваться для занятий со школьниками, имеющими проблемы в обучении или детьми с ОВЗ. Педагог сможет координировать подготовку к конференциям, олимпиадам. Это может быть как индивидуальная так и групповая работа. В дополнение ко всему взаимодействие вовлекает в учебный процесс родителей. Все это должно положительно отразиться на качестве образования в целом.