Первого апреля стартует приемная кампания по записи детей в 1 класс Первого апреля стартует приемная кампания по записи детей в 1 класс

Деятельность

Интернет-
приемная

 

Инновационный проект "Психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) по организации предшкольной подготовки детей в условиях кочевья"

30 Марта 202016:28

Введение

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Северяночка» с.Гыда Тазовского района (далее МКДОУ) является самым северным детским садом на Ямале,  работает в режиме пятидневной рабочей недели с 12- часовым пребыванием детей (с 7.30 до 19.30 часов).

В МКДОУ функционирует 6 возрастных групп общеразвивающей направленности, в которых обучается 110 детей и разновозрастная кочевая группа кратковременного пребывания для 18 тундровичков на фактории Юрибей.

В детском саду создана современная предметно-пространственная среда, соответствующая требованиям ФГОС дошкольного образования. 

Для организации и проведения мероприятий с родителями и детьми имеются дополнительные помещения: методический кабинет, музыкальный зал, физкультурный зал. Имеющееся материально-техническое оборудование позволяет организовать на современном уровне консультативную работу с родителями (законными представителями).

Преимуществом МКДОУ является наличие узких специалистов, обладающих достаточным опытом и высоким профессионализмом: педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед.

Творческий, инициативный коллектив «Северяночки» в течение нескольких лет осуществляет поиск наиболее эффективных условий успешной социализации детей – представителей малочисленных народов Крайнего Севера.

Актуальность проекта

На территории Гыданского полуострова муниципального образования Тазовский район Ямало-Ненецкого автономного округа проживает 537 детей из числа коренных народов Севера в возрасте от 0 месяцев до 7 лет, из них 323 детей (60,1% от общего количества детей дошкольного возраста) совместно с родителями ведут традиционный образ жизни.

Система образования детей из числа коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционный образ жизни, живущих по многолетним традициям и обычаям (оленеводов, охотников и рыбаков), не может быть вне кочевого образа жизни. В таком контексте существующая система дошкольного образования вступает в противоречие с жизненной реальностью данной категории людей.

Вместе с тем, Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ гарантирует равный доступ к качественному образованию для всех жителей страны, тем самым ставит задачу обеспечения удовлетворения образовательных потребностей кочующих народов Севера.

Исследования ученых свидетельствует о том, что дети кочевья демонстрируют отличные от своих сверстников показатели развития, испытывают сложности при включении в традиционный образовательных процесс, показывают более медленные темпы освоения образовательной программы. Вместе с тем, по успешности создания зрительных образов и оперирования им не уступают, а напротив, превосходят других детей, что подтверждается результатами региональных мониторингов готовности первоклассников к обучению в школе и образовательных достижений первоклассников.

Ежегодно во внешней оценке готовности первоклассников общеобразовательных школ Тазовского района к обучению в школе принимают участие от 62 до 69% учащихся из семей КМНС. Выделение группы детей, принадлежащих к КМНС, и сравнение их результатов с результатами остальных детей показывает наличие довольно значительного разрыва в результатах. Например, средний и высокий уровень по методике «Рисунок человека» показали 68,3% первоклассников из семей КМНС и 79,2% первоклассников не из семей КМНС. По данной методике незначительные расхождения в результатах учащихся из семей КМНС и первоклассников не из семей КМНС.

За последние 3 года наблюдаются значительные расхождения по результатам методик, оценивающих сформированность предпосылок учебной деятельности. Среди учащихся из семей КМНС с низким уровнем сформированности предпосылок учебной деятельности в 3,6 раза больше, чем первоклассников не из семей КМНС. 

При подготовке дошкольников к школьному обучению основное внимание должно уделяться не столько обучению конкретным навыкам (чтения, счета и т.п.), сколько развитию у детей произвольности, умения воспринимать и чётко выполнять указания взрослого, принимать поставленную задачу, учитывать заданную систему условий и т.п.

Исследования Т.М. Бостанжиевой, О.В. Лишина показали, что к детям коренной национальности требуется персонифицированный подход при организации образовательного процесса. Это особенно важно учитывать при выборе педагогом и ребенком доминирующей стратегии мыслительно-познавательной деятельности, учета особенностей личностного развития детей, проживающих в условиях Крайнего Севера. Это объясняется тем, что в жизни любого народа есть своя, веками устоявшаяся естественная, природосообразная психология восприятия внешнего мира, которая базируется на специфическом жизненном укладе людей. Такой образ жизни с самого раннего детства определял природную сущность бытия ребёнка, затрагивая при этом самые тонкие струны души, формируя психику и сознание.

Результаты исследования особенностей и потребностей детей кочевья позволяют уже сейчас сделать вывод о необходимости организации психолого-педагогической помощи  родителям, в которой будут учтены специфические особенности развития маленьких ненцев. Это позволит повысить педагогическую компетентность родителей в  поддержании сильных сторон развития малыша и развитию тех качеств, умений и действий, которые определены в нормативных документах по дошкольному образованию, но не являются характерными для развития маленького ненца, подчеркивает значимость создания условий для обеспечения доступности дошкольного образования без отрыва детей от родителей, ведущих традиционный образ жизни, восстановления и сохранения традиционного хозяйствования представителей коренных малочисленных народов Севера, приобщения детей к национальной культуре, родному языку, традициям и обычаям, защите исконной среды обитания, минимизировать риски школьной неуспешности этих детей.

Имея сложившуюся практику работы с семьями ненцев в условиях стационарной разновозрастной кочевой группы кратковременного пребывания детей, необходимое кадровое обеспечение, коллектив педагогов МКДОУ детский сад «Северяночка» принял решение об оказания квалифицированных психолого-педагогических услуг родителям, ведущим кочевой образ жизни и воспитывающим детей в семье, в том числе детей с ОВЗ и инвалидов.

Инновационный проект учитывает современные нормативно-правовые требования к целям, содержанию, технологиям педагогического взаимодействия специалистов с родителями (законными представителями), ориентирован на специфику проектирования взаимодействия с особым ребенком – ненцем, представителем малочисленных народов Крайнего Севера, осуществляющим совместно с родителями кочевой образ жизни, и предполагает разработку программно-методического комплекса, обеспечивающего всестороннее психолого-педагогическое сопровождение его родителей.

Разработанный проект раскрывает механизм сопровождения родителей, функционирующего в непосредственной близости от мест каслания кочевых семей. Новая форма взаимодействия специалистов МКДОУ детский сад «Северяночка» и родителей (законных представителей),  ведущих кочевой и полукочевой образ жизни и воспитывающих детей в семье, позволяет максимально учесть потребности детей из числа коренных малочисленных народов Севера, повысить педагогическую компетентность родителей,  обеспечить  равные стартовые возможности при поступлении в школу.

Цель проекта - обеспечение преемственности семейного и общественного воспитания через организацию предшкольной подготовки детей из семей, ведущих традиционный образ жизни.

Задачи проекта:

  • диагностировать проблемные  зоны в развитии детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения и ведущих кочевой и полукочевой образ жизни, с целью профилактики дальнейших личностных нарушений;
  • разработать кейсы для родителей, содержащие информационные и методические материалы для преодоления родительских затруднений в воспитании детей и подготовке к школе в условиях семейного воспитания в семье КМНС, ведущих традиционный образ жизни;
  • разработать и реализовать программу консультационного пункта по оказанию методической, психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), ведущим кочевой и полукочевой образ жизни и воспитывающим детей дошкольного возраста в семье;
  • обеспечить взаимодействие между образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей (законных представителей).

Основная идея

Ключевыми идеями данного проекта становятся:

  • психолого-педагогическая помощь  семьям детей, ведущих традиционный образ жизни,  в том числе семьям с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами;
  • педагогическое просвещение родителей (законных представителей) в вопросах обучения и воспитания детей дошкольного возраста;
  • создание благоприятных условий для максимального сокращения социальной изоляции детей, не посещающих детский сад, и получения качественного дошкольного образования в семье  с целью успешной подготовки к школьному обучению.

Предшкольное образование представляется нам как особо значимый этап в становлении и развитии личности ребенка, его социокультурной и природосообразной адаптации в условиях здоровьесберегающего пространства,  созданными в условиях образовательного учреждения.

Научная новизна и теоретическая значимость проекта заключается в том, что в ходе реализации проекта будут:

  • изучены и обобщены портретные характеристики дошкольника кочевья, учет которых позволит обеспечить адресность его социально-педагогического и психологического сопровождения по подготовке детей к школе;
  • определены социально-педагогические условия повышения качества семейного дошкольного образования, заключающегося в учете традиционного уклада жизни, быта, труда и самобытной культуры народов Севера, в проектировании адекватной современной образовательной модели предоставления образования в условиях территориальной разобщенности северных территорий и в местах каслания малочисленных народов Севера;
  • методологически обоснованы и выделены особенности организации консультационной помощи родителям в сельском детском саду.

Практическая значимость проекта заключается в разработке механизма сопровождения семей, ведущих кочевой и полукочевой образ жизни, по предшкольной подготовке детей; разработке локальных документов дошкольной организации, содержание консультативной деятельности, подбор форм, методов и способов взаимодействия с родителями и детьми, ориентированных на успешную социализацию кочевого ребенка, направленных в первую очередь на социально-коммуникативную, мотивационную и психологическую готовность; разработке программно-методического комплекса, обеспечивающего всестороннее психолого-педагогическое сопровождение родителей.

Результаты реализации проекта и методические продукты могут быть использованы в муниципалитетах и территориях с похожими территориальными особенностями для организации консультационной психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), ведущим кочевой и полукочевой образ жизни и воспитывающим детей в семье, педагогами для реализации педагогического взаимодействия с дошкольниками – представителями малочисленных народов Крайнего Севера, родителями в процессе организации дошкольного образования в форме семейного, узкими специалистами образовательных организаций.

Предлагаемая модель будет востребована до тех пор, пока будет существовать традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Особенности административно-территориального устройства муниципалитета (большая территориальная разобщенность; территориальная ограниченность вследствие отсутствия транспортной доступности; большая доля кочующих представителей коренных малочисленных народов Крайнего, низкий уровень развития инфраструктуры) на сегодняшний день обуславливают ряд противоречий в области дошкольного образования детей кочевья:

  • проблема обеспечения равного доступа к получению бесплатного дошкольного образования детей из числа коренных малочисленных народов Севера, ведущих с родителями кочевой и полукочевой образ жизни;
  • ограниченное количество вариативных, адаптированных под потребности кочующих семей форматов предшкольного образования маленьких ненцев, позволяющих учитывать специфику развития детей кочевья и ориентированных на успешность социализации как ключевого результата дошкольного образования;
  • острая потребность сохранения самобытности коренных малочисленных народов Севера на фоне существующей системы общего (в том числе и дошкольного образования), базирующейся на интернатных моделях, «отрывающей» ребенка от семьи, привычной бытовой обстановки, от родного языка, традиций и обычаев.

На сегодняшний день в дошкольных организациях созданы условия для психолого-педагогического сопровождения родителей по предшкольной подготовке. Деятельность в данном направлении должна  отражать специфику кочевого семейного воспитания, существующие потребности детей и их родителей. Все это порождает затруднения в понимании педагогами используемых понятий, повышает риск осуществления деятельности ради проформы, не может в полной мере удовлетворить существующие потребности кочующего населения.

С учетом тенденций государственной политики Российской Федерации и ЯНАО в области дошкольного образования, потребностей кочующих родителей, воспитывающих детей в семье, разработка и апробация эффективной модели психолого-педагогического сопровождения родителей на базе МКДОУ детский сад «Северяночка»  актуальна и востребована. Наибольший интерес представляют модели инновационного характера, обладающие совокупностью признаков, среди которых:

  • применение научного подхода и использование передового педагогического опыта;
  • учет специфики муниципалитета, региона;
  • гибкость и возможность оперативного реагирования на меняющиеся запросы тундрового населения, ориентация на доступность, адресность, прозрачность и результативность работы.

Содержание, технологические основы реализации проекта

Оказание психолого-педагогической помощи родителям, у которых нет возможности регулярно общаться с педагогами, психологами и другими специалистами, работающими в дошкольных учреждениях, будет способствовать гармоничному развитию детей, обеспечит доступность дошкольного образования для детей и родителей (законных представителей) и детей, не посещающих детский сад.

Деятельность коллектива детского сада предусматривает различные формы сопровождения:

- проведение диагностических мероприятий с детьми;

- очные консультации родителей по вопросам обучения и воспитания:

  • на базе МКДОУ в период приезда родителей в с.Гыда;
  • на базе факторий Гыданской тундры;

- дистанционные консультации посредством скайпа, телефонной связи (радиотелефон, обеспечены кочующие жители);

- проведение семинаров-практикумов, тренингов, мастер-классов, деловых игр для родителей (законных представителей);

- организация телефона доверия, родительской почты, детско-родительской гостиной и др.

Объектом проекта является процесс оказания психолого-педагогической помощи тундровому населению, воспитывающему детей в семье:

- особенности оказания консультационной  помощи, основанной на этнокультурных ценностях;

- специфика форм и методов организации консультационной помощи с использованием дифференцированного и личностно-ориентированного подхода.

Механизм реализации проекта

Консультационная психолого-педагогическая  помощь будет оказываться бесплатно. Родители смогут получить консуль­тацию при первом телефонном звонке  или договориться о встрече с конкретным специалистом.

Специалист будет фиксировать обращение в журнал предварительной записи звонков родителей, а также, по желанию родителей (законных представителей), заполняет регистрацион­ный лист, анкету для родителей. На основании по­лученных сведений специалист подберёт наиболее эффективный метод оказания помощи, порекомендует необходимую психологическую литературу, полезные упражнения, игры и игрушки для ребенка, проведёт обучение коррекционным и развивающим технологиям. Кроме устных консультаций родитель  будет получать полезную информацию на печатных (буклеты, памятки, подборки практического материала) и электронных (фото- и видеоматериа­лы, флэш-карты, сайт детского сада) носителях.

Методическая, диагностическая консультативная помощь в консультационном пункте будет организовываться в разных формах: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Индивидуальная работа с детьми будет проводиться в присутствии либо при участии родителей (законных представителей).

Организация психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) будет строиться на основе интеграции деятельности специалистов.

Функциональные обязанности участников Проекта

Участники проекта

Функциональные обязанности

Коллектив муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Северяночка» с.Гыда Тазовского района

Главный исполнитель. В его задачи входит планирование, организация выполнения Проекта, отслеживание, контроль и корректировка результатов.

Совет педагогов МКДОУ детский сад «Северяночка»

Анализирует ход выполнения Проекта, осуществляет контроль деятельности участников Проекта, регулярно подводит итоги реализации основных этапов Программы.

Департамент образования Администрации Тазовского района

Координатор Проекта: осуществляет взаимодействие с Администрацией с. Гыда, педагогическим коллективом детского сада и другими образовательными учреждениями района, округа, обеспечивает укрепление материально-технической базы; принимает участие в отслеживании, контроле, оценке и коррекции Проекта.

Родители (законные представители) ведущие кочевой и полукочевой образ жизни и воспитывающие детей в семье

Основной объект исследования; принимают участие в организации и проведении теоретических и практических занятий и различных мероприятий.

Управляющий совет МКДОУ детский сад «Северяночка»

Общественный помощником и координатором Проекта.

Средства массовой информации

«Трибуна» Проекта: пропагандируют опыт работы по реализации Проекта

Ресурсное обеспечение проекта:

Программно – методическое:

  • разработка программы сопровождения;
  • формирование банка методических материалов, позволяющих обеспечить качественную психолого-педагогическую помощь по семейному образованию в условиях традиционного образа жизни;
  • обеспечение дидактическими и наглядными пособиями и материалами.

 Информационное:

  • разъяснительная работа с родителями, ведущими традиционный образ жизни, о формах психолого-педагогического сопровождения по подготовке детей к школе;
  • информирование родителей о воспитании и обучении детей согласно индивидуальным возрастным особенностям;
  • размещение информации о ходе реализации инновационного проекта на официальном сайте МКДОУ детский сад «Северяночка» и СМИ.

Мотивационное:

  • усиление мотивационной работы среди кочующего населения о необходимости внедрения преобразований в детском саду.

Кадровое:

  • подбор и расстановка кадров в соответствии с потребностями и необходимостью;
  • проведение специальной подготовки педагогов по предшкольной подготовке.

Организационное:

  • составление графика работы специалистов.

Материально – техническое:

  • обеспечение помещения необходимым оборудованием и мебелью, учебно-наглядными пособиями;
  • приобретение ТСО, аудио, видео и оргтехники;
  • пополнение фонда библиотеки учебными пособиями, методической и художественной литературой.

Финансовое:

  • финансирование работы по следующим направлениям: модернизация материально-технической базы; программное и методическое обеспечение; повышение квалификации педагогов.

Коллектив МКДОУ детский сад «Северяночка» с 2015 года успешно работает над реализацией проекта по предоставлению предшкольной подготовки детей в условиях кочевья фактории Юрибей и продуктивно осваивает грант, выделенный под этот проект.

Анализируя опыт работы разновозрастной группы кратковременного пребывания, мы убедились в необходимости более тесной связи с родителями, ведущими кочевой образ жизни, что и явилось побудительной причиной для разработки нового проекта по оказанию консультативной психолого-педагогической помощи родителям, ведущим кочевой образ жизни.

Продукты, которые будут получены в результате реализации проекта консультативной помощи кочевому населению, будут способствовать переходу на новый уровень системе дошкольного образования и будут направлены на решение приоритетных социально-экономических задач образовательной политики: обеспечение доступности, эффективности и качества образования. 

Поэтапный план реализации проекта:

Этап проекта

Мероприятия

Ответственный исполнитель

I  организационный

(01.01.2019-31.08.2019)

  • разработка нормативно-правовой базы;
  • изучение потребностей населения, ведущих кочевой и полукочевой образ жизни, в консультативных услугах;
  • подбор кадров для осуществления консультативной помощи;
  • подготовка программного обеспечения консультационной помощи;
  • оборудование помещения;
  • приобретение материалов и оборудования;

Заведующий 

Матвиенко Н.А.

Заместитель заведующего Гайдук Е.М.

II внедренческий

(01.09.2019 -31.05.2020)


 
  • реализация программы сопровождения;
  • выстраивание субъект-субъектных отношений специалистов, родителей и детей-тундровиков;
  • совершенствование материально-технической базы;

Заведующий 

Матвиенко Н.А.

Заместитель заведующего Гайдук Е.М.

Педагог-психолог

Гусева С.О.

III результативный

(01.06.2020-01.01.2022)

  • анализ результатов реализации проекта, корректировка содержания программы сопровождения;
  • разработка и корректировка программы действий на следующий период реализации проекта с учетом полученных результатов;
  • трансляция опыта работы детского сада.

Заведующий 

Матвиенко Н.А.

Заместитель заведующего Гайдук Е.М.

Педагог-психолог

Гусева С.О.

Оценка эффективности деятельности по реализации проекта

Как уже отмечалось ранее, проект направлен на создание модели единой образовательной среды с целью доступности бесплатного дошкольного образования для всех категорий населения.

Показателями эффективности организации консультативной помощи по предшкольной подготовке становятся:

  • степень удовлетворенности родителей консультативными услугами;
  • процентное снижение показателей тяжелой адаптации детей-тундровиков дошкольного возраста к условиям начальной школы-интерната;
  • степень социально-коммуникативной и психологической готовности детей к основам начального школьного обучения;
  • выравнивание стартовых возможностей детей, поступающих в первый класс;
  • Наличие практики оказания своевременной систематической психолого-медико-педагогической помощи детям в условиях консультативного пункта;
  • степень включенности родителей в образовательный процесс;
  • наличие программ повышения квалификации специалистов консультативного пункта, направленных на обмен и диссеминацию опыта работы.

Оценка эффективности реализации проекта осуществляется по годам в течение всего срока его реализации.

Индикаторы результативности реализации проекта:

№ п/п

Показатель

2018

год

2019

год

2020

год

2021год

2022 год

Результат

1

2

3

4

5

6

 

7

1.

Отношение численности родителей, ведущих кочевой образ жизни,  которым предоставлена возможность получать консультативные услуги, к общей численности родителей ведущих кочевой образ жизни

5,5%

12%

20%

35%

45%

Увеличение количества родителей, ведущих кочевой образ жизни,  которым предоставлена возможность получать консультативные  услуги

2.

Доля первоклассников из числа детей, ведущих с родителями кочевой образ жизни, имеющих среднестатистический уровень готовности к обучению (по результатам регионального мониторинга готовности первоклассников к обучению в школе)

20%

30%

40%

50%

60%

Увеличение доли первоклассников из числа детей, ведущих с родителями кочевой образ жизни, имеющих уровень подготовленности к обучению в школе выше среднего

3.

Доля первоклассников, получивших до обучения в  1 классе предшкольную подготовку в процессе семейного образования, от общего числа первоклассников из мест кочевий

89%

90%

91%

92%

93%

Увеличение доли детей в местах кочевий, получивших до обучения в школе предшкольную подготовку в процессе  семейного воспитания, от общего числа первоклассников из мест кочевий

Возможные риски реализации инновационного проекта и механизмы их минимизации

Наименование риска

Анализ причин его возникновения

Механизмы минимизации рисков

1.Отсутствие заинтересованности у родителей дошкольников

Необходимость учета индивидуально-психологических особенностей  кочевого населения

Информационная и пропагандистская работа с населением о методах, формах организации консультативной помощи; методическая учёба тундрового населения имеющего, повышение квалификации (самообразование, методические советы, семинары, практикумы, курсы повышения квалификации). 

2. Недостаточная для реализации проекта в полном объёме материально-техническая база детского сада.

Недостаточное оснащение образовательного процесса необходимым оборудованием.

Поиск возможностей для оснащения образовательного процесса необходимым  современным оборудованием, программно-методическое обеспечение, своевременное финансирование проекта в полном объёме, привлечение социальных партнеров, участие в грантах

Детализированный бюджет проекта

Смета проекта

Название статьи

Вид оборудования

Стоимость каждого предмета

Общая сумма расходов

Приобретение оборудования и сопутствующие расходы

Интерактивный комплекс TeachTouch 3.0 65, UHD

500 000,00

500 000,00

Камера

     

ВСЕГО

   

500 000,00 рублей

Интерактивный программно-аппаратный комплекс с простым, интуитивно понятным интерфейсом, состоящий из интерактивной панели, с высоким разрешением и яркостью, а также встроенным компьютером с предустановленным программным обеспечением для ещё более эффективного взаимодействия педагога и учащихся. TeachTouch включает в себя уникальное, разработанное в России, программное обеспечение, содержащее все необходимые в образовательном процессе функции. Программное обеспечение позволит организовать дистанционное обучение родителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подготовка к школе — самое востребованное направление среди большинства детских центров развития и среди многих муниципальных учреждений. Подготовка к школе становится неотъемлемой частью дошкольной жизни ребёнка.

Проект по обеспечению специального психолого-педагогического сопровождения родителей,  воспитывающих детей в семье – представителей малочисленных народов Крайнего Севера, их поддержку в рамках современного образовательного процесса направлен на обеспечение возможности, с одной стороны,  получить качественное современное дошкольное образования в специфических условиях традиционного образа жизни, а с другой стороны,  сохранить уникальность и самобытность условий его развития и образования, ориентируясь на ценности и традиции сложившего веками народного образования коренных ненцев.

Главным достижением проекта становится так называемая «мягкая» (двойная) социализация маленького ненца, позволяющая обеспечить благоприятные и комфортные условия для получения качественного образования.

Важно отметить, что реализация данного проекта обеспечивает создание образовательного пространства дошкольного семейного образования в условиях традиционного образа жизни в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Проект ориентирован на учет сложившейся практики работы с семьями ненцев – представителей малочисленных народов Крайнего Севера, учитывает вариативные способы организации дошкольного образования в соответствии с разнообразными возможностями и потребностями ненецкой семьи.

В качестве дальнейшего развития проекта авторский коллектив рассматривает расширение практики оказания психолого-педагогической консультативной помощи родителям, ведущим традиционный образ жизни на территории Тазовского района ЯНАО.

К списку новостей
Печать
Хотите быть в курсе новостей? Подпишитесь на нашу рассылку!

Вы подписанны на расылку

Яндекс.Метрика